И ведь получилось. Хотя тогда, в 1994 году, когда создавал я этот курс, никто не верил в эффективность начинания, кроме меня и ректора института Бабенко. Самые знаменитые выпускники института и мои ученики - ныне известные во всем мире драматурги: Василий Сигарев, Олег Богаев, Ярослава Пулинович, Екатерина Васильева, Владимир Зуев, Александр Архипов, Анна Богачева, Анна Батурина, Валерий Шергин и многие другие.
Вот вчера сообщили: пьеса Ярославы Пулинович "Наташина мечта" только что поставлена в Дании (а до этого была поставлена в США, Испании). В России эта пьеса идет в каждом втором театре. А две недели назад моя ученица Катя Васильева приехала из французского Авиньона (Катя родом из Нижнего Тагила). В Авиньоне Катя прожила месяц, писала пьесу, пьесу тут же перевели на французский, французские актеры ее презентовали и пообещали мне, что каждый год теперь мои ученики, паренек или девочка с Урала, на месяц будут приезжать в Авиньон - получать грант и сидеть в старом замке, писать шедевр. К слову, в прошлом году Катя, студентка 4-го курса, получила премию "Дебют". Студенты и выпускники курса "Драматургия" становились победителями в конкурсах драматургов "Евразия", "Действующие лица", "Любимовка", "Премьера", "Золотая маска", всероссийского конкурса "Дебют", премий "Антибукер" и многих других.
Ну это, наверное, неважно.
Обсуждаем пьесу девочки из Верхнего Тагила. А до этого читали пьесу девочки из Каменска-Уральского. В аудитории сидят студенты всех моих пяти курсов - человек сорок. А еще и вольнослушатели - всем вход открыт. Сижу и радуюсь: какие талантливые дети подрастают!
Вдруг звонок от ректора Театрального института Владимира Гавриловича Бабенко.
- Коля, - говорит, - беда случилась. Только что сообщили из Министерства культуры РФ о том, что институт наш как неэффективный собираются закрыть. А точнее, хотят сделать из нашего многопрофильного института театральный факультет при Консерватории и назвать все это "слившееся в одно" не иначе, как "Академия музыки и театра".
Две недели до этого сообщения весь институт писал бумаги в свою защиту, высылали эти бумажки (как это унизительно!) в Москву. И я писал. Вспоминали всех своих выдающихся учеников, подписывались всеми регалиями. Не помогло, видать. Что делать? Я не знаю.
Написал об этом в ЖЖ и в "Фейсбуке" и кроме утешительных комментариев получил один от Ксении Лариной с "Эха Москвы": "Ты ведь хотел этой власти, вот и получай". Да, я хочу не революций и не таких вот преобразований в "академии", а стабильности. А еще - дать мне и моим друзьям-педагогам из института спокойно - не за "великую зарплату", а за "идею и еду", как мы всегда это делали, воспитывать учеников, помогать талантливым мальчишкам и девчонкам из уральских депрессивных городков и сел найти себя в жизни, найти великое счастье под названием "Театр". Куда они теперь поедут из своих тагилов учиться? Почему одним росчерком пера некие дяди могут затолкать всех этих детей назад - в подъезды, в кочегарки, черт знает куда?
На репетиции со студентами-актерами (а я набрал в этом году и актерский курс - 25 человек) рассказал про все это детям. А они говорят:
- Мы выйдем на улицу, устроим забастовку, голодовку, скандал, мы хотим учиться!
И я вместе с ними пойду.
Из досье "РГ":
При Екатеринбургском театральном институте успешно работают кафедры мастерства актера, театра кукол, музыкального театра, пластики, сценической речи, истории искусств и др. Выпускники института играют на сценах многих городов России, снимаются в кино, постоянно пополняют труппы крупнейших театров Екатеринбурга и Москвы, среди них немало лауреатов театральных премий, включая "Золотую маску". При институте работают Учебный театр и Детский театр "Коломбина".