Варианты предложены следующие:
-прямые выборы населением;
-непрямые выборы депутатами законодательного органа из числа представителей депутатского корпуса;
-прямые выборы населением, но только из списка кандидатов, которые предложены партиями, представленными в законодательном органе; эти кандидаты предварительно должны провести консультации с президентом РФ;
-непрямые выборы депутатами законодательного органа из списка кандидатов, которые предложены любыми партиями и прошли консультации с президентом;
-утверждение региональным парламентом внесенной президентом кандидатуры на должность главы региона из числа 3 кандидатов, представленных партией, победившей на выборах в законодательный орган; при этом список объявляется заранее, в момент регистрации на выборах.
Инициатива своевременная. Новая схема прямых выборов глав регионов с т.н. "муниципальным фильтром" еще не была опробована в тех субъектах, где сформировались сложные территориально-этнические группы. Однако опыт применения такой схемы на выборах 14 октября показал, что может сложиться ситуация, когда ни один из кандидатов не сможет преодолеть "фильтр" в необходимом количестве округов.
Сложности при голосованиях в национальных регионах существовали всегда и обходить их можно было разными путями, в том числе и через неформальные договоренности по распределению должностей между представителями разных народностей. Однако с введением института всеобщих прямых выборов высших должностных лиц необходимо публично зафиксировать признанные всеми справедливыми и прозрачными новые правила. При этом выбор одного из вариантов должен осуществляться на референдуме регионального уровня. Таким образом, будут учтены интересы всех заинтересованных групп.
Правда возникает вопрос: а как быть с субъектами, которые не являются национальными республиками? Если им не обеспечить возможности выбора, то получается, что они будут дискриминированы по отношению к другим, равным им по Конституции субъектам?
Подход "не диктовать, а предлагать" варианты политических решений является правильным. В XXI веке навязывать типовые механизмы для Северной Осетии, Дагестана, Республики Коми и Калининградской области вряд ли возможно. Было бы логичным предоставить самим жителям определять, как они будут формировать региональную власть. И вообще было бы логичным обсудить: что и для чего закреплено в ведении федерального центра и регионов.
Начинающаяся дискуссия должна привести к пониманию специфики нашей Федерации, необходимого для нее качества управления и ответственности властей за судьбу регионов и страны в целом. Возможно, она приведет к усложнению политической системы, но ведь в сложносоставном обществе простые схемы плохо работают. Подобные дискуссии должны проводиться вокруг всех проблем, которые затрагивают интересы людей. Именно так формируется "ответственный гражданин", о котором наши политики безуспешно мечтают.