Новости

22.11.2012 00:06
Рубрика: Общество

Вовремя увидеть звезду

А как в России готовят олимпиадников
В конце октября команда российских школьников вернулась с международной олимпиады по астрономии, заняв второе место в общем зачете. Чуть раньше - золотые и серебряные медали привезли наши юные компьютерные гении: на международной олимпиаде по информатике они разделили первое место с ребятами из Китая. Российские школьники - победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно участвуют в международых школьных олимпиадах по разным предметам и стабильно - в тройке победителей.

Как и где готовят эрудитов? Сегодня в России параллельно действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: вузовские олимпиады Совета олимпиад и Всероссийская олимпиада школьников. Последняя проводится на школьном уровне и охватывает все предметы школьной программы. Ее победители и призеры зачисляются в вузы на факультеты, соответствующие профилю предмета, вне конкурса, а если поступают на другие факультеты, то победа в олимпиаде приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по этому предмету.

С каждым годом количество участников Всероссийской олимпиады школьников растет. Сегодня их уже 7 миллионов. Причем это не только выпускники школ, последнее время в соревнованиях могут участвовать все школьники, начиная с 5-го класса. Зачем?

- Таковы требования времени, - говорит директор Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко. - Чем раньше у нас появится возможность увидеть "звездочек", которых надо растить и сопровождать, тем лучше. Поэтому в каждом регионе, в каждом городе должна быть так называемая система их сопровождения. Где-то это дополнительное образование, где-то - работа внутри школы. Учителям нужно учиться перестраивать работу, если у них в классе сидит юный вундеркинд. Это задачи и школы, и муниципальной методической службы. Ведь уже с седьмого класса к ребятам, которые себя проявили на олимпиаде, могут начать приглядываться и школы для одаренных, и вузы. Таким образом, выстраивается система по сопровождению одаренных детей, и средства у регионов на это должны быть заложены в бюджете.

На олимпиаду едут, как правило, самые способные и талантливые ребята. А можно ли специально подготовить ребенка к олимпиаде, "натаскать" его на решение олимпиадных задач?

- Из тысячи человек, которые берут в руки фотоаппарат, могут сделать шедевр только два-три, - проводит параллель председатель Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, ректор Госуниверситета - Московского физико-технического института Николай Кудрявцев. - То же самое можно сказать и про ребенка-призера или победителя олимпиады. В таком человеке должно сойтись вместе сразу несколько факторов. Он должен хорошо знать предмет и подвергать сомнению все то, что ему предлагают. Есть не самые сложные задачи, решение которых показывает лишь знание данного раздела, а есть задачи, в которых скомбинированы несколько понятий, и чтобы решить их, нужно держать в голове целый пласт необходимого "подтекста". А это уже дано не каждому.

Как правило, наибольшее число победителей олимпиад родом из Москвы и Санкт-Петербурга: здесь, как ни крути, больше возможностей, которые, к сожалению, есть не во всей России. Однако, есть ряд регионов, которые, несмотря на то, что имеют скромные возможности для подготовки учеников, выпускают стабильно большое число победителей и призеров школьных олимпиад. Я думаю, что это связано в первую очередь с руководством системы образования. А это значит, что в таких регионах идет поддержка учителей. Ведь без хорошего учителя подготовить школьника к олимпиаде невозможно.

Мнение

Назар Агаханов, председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, доцент кафедры высшей математики МФТИ:

- Математическая олимпиада остается самой массовой Всероссийской предметной олимпиадой. В школьном этапе в ряде регионов участвуют до 20 процентов учащихся старших классов, а в заключительный этап в итоге выходят около 200 наиболее талантливых в области математики школьников России. Задания для муниципального этапа во многих субъектах РФ готовятся региональными методическими комиссиями. А вот задачки для регионального и заключительного этапов олимпиады придумывают уже в Центральной предметной методической комиссии по математике. В ее составе - "композиторы" задач из многих городов России. Это преподаватели вузов и специализированных центров по работе с одаренными школьниками из Долгопрудного, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калуги, Новосибирска, Москвы, Кирова, Иваново, студенты и аспиранты ведущих университетов страны: МГУ, МФТИ, СПбГУ. Обычно на заседаниях комиссии мы обсуждаем около 200 новых задач. В основном это задачи по основным разделам школьной математики: алгебре, теории чисел, геометрии и комбинаторике.

Кстати

Школьные олимпиады зародились в России в ХIХ веке. Впервые провело такую олимпиаду Астрономическое общество Российской империи. И только в 60-е годы ХХ века олимпийское движение стало развиваться дальше. Появились олимпиады по математике, физике, биологии и химии. Чуть позже - по литературе и истории. В 1991 году стало ясно: нужно искать талантливых детей в новых областях знаний. Появилась олимпиада по предпринимательству, по экологии. Сегодня Всероссийская олимпиада школьников охватывает все предметы школьной программы.

Общество Образование Классный час с Марией Агранович