В Красноярске вспомнили историю секретной воздушной трассы Ал-Сиб

В школах региона прошли  уроки  истории, посвященные 70-летию  начала перегона самолетов ленд-лиза с Аляски в Красноярск.

Такие уроки истории проведены далеко не во всех учебных заведениях края.  Большинство учителей слишком загружены повседневной работой  и вынуждены оставаться в рамках школьной программы.  Хотя, по признанию самих педагогов, ученикам на этих уроках было интересно - гораздо интереснее, чем, например, на классных  часах (цитирую) "посвященных очередной годовщине образования Красноярского края" - в некоторых школах историкам навязывают проведение и таких классных часов.

Красноярские исследователи-краеведы изучают историю воздушной трассы Аляска-Сибирь давно - после рассекречивания архивных материалов в 80-х годах в городе издано несколько книг и множество статей,  рассказывающих про пилотов - перегонщиков  и их вклад в Победу. Сегодня исследование истории АлСиба ведется в основном в школьных музеях края. Эти музеи до сих пор пополняются найденными в тайге экспонатами. Так, прошедшим летом энтузиасты-поисковики (в том числе исследователь-краевед Вячеслав Филиппов и руководитель школьного музея красноярского лицея №11 Ольга Подборская и их ученики) изучали место катастрофы бомбардировщика А-20 "Бостон", разбившегося 27 мая 1943 года в 50 километрах от города. В раскопе, кроме частей самолета, были найдены останки членов экипажа - командира эскадрильи капитана Петра Степанова, штурмана Василия Кравца и техника Гарифа Шайхутдинова.

К сожалению, сохранение истории АлСиба остается в регионе уделом энтузиастов.

Маршрут с Аляски

Решение о создании Красноярской воздушной трассы было принято 9 октября 1941 года  - Государственный Совет Обороны СССР принял специальное постановление  под грифом "совершенно секретно", в котором было сказано, что к 30 декабря этого же года по маршруту Ном (Аляска) - Красноярск должна начаться переброска поставляемых в рамках ленд-лиза самолетов.  Работы по изысканию и строительству трассы возглавил генерал-майор Василий Молоков , прославленный полярный летчик.  То, что конечной  точкой маршрута переброски американских самолетов в СССР был выбран именно Красноярск, не удивительно - в 30-е годы город был неформальной авиационной столицей Сибири, здесь были  авиаремонтное мощности, подготовленные кадры, хороший аэродром.

К сожалению, сдать трассу к намеченному сроку не смогли - в большинстве намеченных пунктов посадки не было никакой инфраструктуры. Весной 1942 года только два аэродрома - Якутск и Красноярск - могли принимать тяжелые самолеты. К осени было построено 17 аэродромов - в тайге, тундре, рядом с полюсом холода в Якутии и на арктическом побережье Чукотки. Не отставали и американские союзники - в США и Канаде подготовили 15 аэродромов.

Будни трассы

На Аляске советским пилотам запомнились условия, организованные тыловыми армейскими службами США для персонала авиабазы. На аэродроме в Фэрбенксе  все службы, ангары, жилые домики и прочие строения соединялись между собой тоннелями - даже в лютый мороз перемещаться по базе можно было в легкой одежде, не выходя на улицу. К вылету самолеты готовили в огромном теплом ангаре, а в столовой на обед всем (в том числе и нашим перегонщикам) ежедневно подавали свежие овощи и фрукты.  На трассе АлСиба в СССР поначалу только в Красноярске и Якутске были хоть какие-то ангары  и отапливаемые помещения - водомаслогрейки. В других точках на маршруте трассы техники  по 5-6 часов на лютом морозе готовили машины к вылету, а "отдыхали" - в  дощатых бараках.

В декабре 1942 года в советских гарнизонах на трассе Алсиба - в Якутии и на Чукотке стали фиксироваться случаи цинги. Впереди была еще долгая полярная зима, и вспышка этой болезни представляла собой  нешуточную угрозу. Глава советской военной миссии по приему техники полковник Михаил Мачин обратился за помощью к своему американскому коллеге - генералу Гаффни.  Тот договорился с местными коммерсантами, и уже через несколько дней транспортными самолетами в наши гарнизоны доставили  необходимые продукты, витамины и медикаменты. Никакой благотворительности - счет за эти поставки был оплачен советской стороной в рамках ленд-лиза.

Наверное, надо развеять одну из глупых легенд трассы Алсиб  - после ряда публикаций и фильма "Перегон" вдруг заговорили о том,  что у американцев самолеты с базового аэродрома Грейт-Фоллс в Монтане на Аляску перегоняли гражданские  пилоты-девушки. Действительно, в составе 7-й перегоночной авиагруппы было женское вспомогательное почтовое подразделение, укомплектованное завербованными на военную службу женщинами. Однако  в сколько-нибудь заметном количестве американские летчицы наблюдались на американской части трассы только в конце 1944 года. Основную массу машин перегнали военные пилоты обычных линейных эскадрилий 7-й авиагруппы. При этом союзники несли немалые потери - из 7926 самолетов по пути в Фэрбенкс разбились 68.  В СССР на АлСибе потерян 81 самолет, погибло 115 летчиков.

Двуликая "АэроКобра"

Первыми американскими истребителями, доставленными по трассе Алсиб, были  Кертисс Р-40 "Киттихаук" - осенью 1942 года из Фэрбенкса вылетело 41 машина этого типа, а в Красноярск в ноябре-декабре прибыло всего 19. Остальные застряли из-за поломок на промежуточных аэродромах или навсегда остались лежать в тайге и тундре.  Увы,  американские машины были плохо приспособлен к эксплуатации при низких температурам - на морозе разрывало соты маслорадиаторов, лопались камеры колес, загустевала рабочая жидкость (смесь "Локхид 5"  в гидросистеме), из-за чего при посадке отказывались выходить шасси. Да и  на фронте эта машина проявила себя, что называется, "ниже среднего"  - лучше, чем устаревшие И-16 или "Харрикейн", но гораздо хуже новых истребителей Яковлева. Прочный и добротно сделанный,   "Киттихок" зарекомендовал себя неплохим истребителем-бомбардировщиком, однако уже в начале 1942 года воздушные бои  новейшим немецким Мессершмитт Вf-109F  проигрывал - слишком  был тяжел и неразворотлив.

Поэтому самым знаменитым и, без преувеличения, легендарным самолетом, перегоняемым по Алсибу, стал американский истребитель Белл Р-39 "Аэрокобра".  Именно "Аэрокбра" модификаций Р-39N и Р-39Q стала основными истребителями, поставляемыми союзниками в СССР по ленд-лизу. Большая часть выпущенных на заводах фирмы Белл "Аэрокобр" - попало в СССР и воевало с красными звездами на крыльях. На такой машине  с бортовым номером 100 закончил войну Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин (на "Кобре" он сбил 48 самолетов противника из 59 своих побед). Именно на "Аэрокобрах" советские асы сломали хребет люфтфаффе в ходе боев над Кубанью весной-летом 1943 года. Однако в боевой биографии этого истребителя очень много неоднозначных страниц.

Прежде всего, удивляла конструкция Р-39 - двигатель располагался за кабиной пилота, а в саму кабину пилот попадал не привычно, через сдвижной фонарь, а через дверцу, как в автомобиль. Летчик  Виктор Перов рассказывал автору этих строк, что осваивая машину, он прежде всего оценил размеры и удобство кабины Р-39 (особенно по сравнению с теснотой И-16), а так же роскошный набор приборов, навигационного оборудования и отличную радиостанцию.

Летом 1941 года "Аэрокобру" первыми проверили в бою пилоты ВВС Великобритании. И забраковали. Ни перехватывать противника на больших высотах, ни драться с "Мессершмиттами" она была неспособна. Без восторга приняли этот самолет американцы - уже летом 1942 года было заявлено, что им "Аэрокобра" не очень то и нужна. А в ВВС Красной армии "Кобра" сделала выдающуюся боевую карьеру. Заплатив дорогую цену (при "доводке истребителя погибло трое опытнейших летчиков-испытателей НИИ ВВС), советские пилоты научили "Аэрокобру" воевать.

Мнение

Ольга Подборская, руководитель школьного музея "Моя малая Родина" в лицее N 11:

- В нашем  музее экспозиция, посвященная истории Красноярской воздушной трассы, появилась не случайно. Ведь по соседству со школой на улице Вавилова находится "Авиадом", где в 30-е - 40-е годы жили многие пилоты и наземный персонал Полярной авиации, в том числе Василий Сергеевич Молоков.

К сожалению, школьные музеи в Красноярске из бюджета не финансируются - кроме скромных зарплат, мы ничего не получаем. А  что бы получить от чиновников  или властей реальную помощь, нам необходимо затратить много сил и времени. Иногда ни до кого достучаться не получается - так, при раскопках на месте падения бомбардировщика А-20 нам понадобился бульдозер. Никто не помог. Поисковики нанимали его на свои деньги.

Вспоминают о нас как правило ближе к каким-то датам и юбилеям, когда надо отчитаться о "достижениях" и "провести мероприятие".