Эксперты предлагают преподавать основы религий во всех классах школы

Новый курс "Основы религиозных культур и светской этики", возможно, в ближайшем будущем будет преподаваться во всех классах, включая выпускные. Об этом рассказал Александр Данилюк, член-корреспондент РАО, автор программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе, которая подготовлена с учетом новых федеральных стандартов, на круглом столе в Московском государственном лингвистическом университете.

- Есть мнение разработать его для начальной, средней, старшей ступени. Концепция готова и скоро ее обсудят конфессии.

Данилюк признал, что такое решение приведет к тому, что изменится содержание гуманитарного образования в школе.

Что касается естественно-научных дисциплин, в частности, окружающего мира в начальной школе и биологии с теорией Дарвина, то  "надо предлагать детям разные точки зрения. Между прочим, Дарвин был верующим человеком", пояснил Данилюк "РГ". Получается, в первом классе ученику будут говорить, что у нас с обезьяной общий предок и ссылаться на эволюцию Дарвина, а через три года рассказывать о Божественном происхождении каждого живого существа. К слову, сам Данилюк - один из авторов учебника по "Светской этике".

Главный плюс ОРКСЭ Александр Данилюк видит в том, что учителя и ученики начали наконец разговаривать друг с другом. Более того, к этому диалогу все активнее подключаются родители, для которых даже пришлось выпускать отдельное пособие - книгу для родителей по ОРКСЭ.

С этого года новая дисциплина стала обязательной для изучения в четвертых классах общеобразовательных школ и вошла в базисный учебный план. По словам Татьяны Васильевой, заместителя руководителя департамента образования Москвы, в столице 55,9 процента родителей выбрали основы светской этики, 28,8 процента - основы мировых религиозных культур, 14,9 процента - основы православия, 0,2 процента - основы исламской культуры, 0,1 процента - буддизм и 0,1 - иудаизм.

- Я думаю, такой выбор обусловлен тем, что родители не знали, чему будут учить на этих занятиях, - полагает Татьяна Васильева. - 30 процентов родителей признались, что испытывали трудности при выборе модуля из-за недостатка информации, разных религиозных взглядов в семье.

Эксперимент по введению нового курса, который, напомним, начался в России в 2009 году, показал: интерес к предмету есть, но учителя-предметники, которые пришли в начальную школу, не умеют вести эти уроки и работать с младшеклассниками, а учителям начальной школы не хватает для преподавания культурологических знаний. И вообще система подготовки тьюторов себя не очень-то оправдала: учителей пошли учить люди, которые и сами-то толком не разобрались в предмете. Да и что они могли понять за несколько занятий в Институте повышения квалификации?

Кто и как будет преподавать ОРКСЭ, если его введут во всех классах?

По мнению ректора МГЛУ Ирины Халеевой, в школы могли бы прийти выпускники теологических кафедр и факультетов, которые есть в некоторых вузах, включая МГЛУ. В вузе было уже несколько выпусков теологов, которые знают пять иностранных языков, в том числе два западноевропейских, и прекрасно разбираются в богословии. Недавно на базе университета был создан межвузовский совет по духовному образованию в СНГ.

- В основе любой религии стоит знание религиозных текстов. Невозможно стать специалистом по исламу, если ты не прочитал Коран на арабском языке. Филологические знания - основа теологического образования.

С тем, что выпускники-теологи могли бы прийти в школу, соглашается Мария Лазутова, директор Московского института развития образования.

- Я не исключаю, что в старшую ступень школы придут педагоги-теологи из вузов, - говорит она. - Они могли бы вести межконфессиональные предметы.

Наверняка выпускники-теологи были бы более востребованы в школе, если бы ученикам предлагались не отдельные модули, а единый предмет. Споры об этом не утихают. И что самое удивительное, мнения представителей разных конфессий тут часто сходятся - для того, чтобы мы были толерантными, люди должны знать не только о своей религии, но и о чужой.

Но пока в учебных планах на знакомство с чужим мировоззрением отведено всего лишь 4 часа. Как пояснил "РГ" автор программы духовно-нравственного воспитания Александр Данилюк, это время отпускается на межмодульный диалог,  чтобы дети из разных групп на уроке общались друг с другом.

Пока выпускников-теологов в школы не приглашают. Причина в том, что у них нет педагогической квалификации, да и часов на ОРКСЭ слишком мало - 36 в год.

Опрос "РГ"

Фоторепортаж