Признаться, понять, что именно есть в IDM собственно от dance, зачастую довольно сложно. Особенно в случае Autechre. Потому что их музыка, как правило, требует серьезной концентрации внимания и вовлеченности сознания в то, что воспринимает слух. Принято считать, что при прослушивании заслуженных электронщиков важно пристально следить за постоянными неожиданными изменениями на разных уровнях композиции, пытаться уловить каждый ее поворот и выверт. Этому увлекательному занятию часто и предаются некоторые заслуженные музыковеды. Заканчивается это, впрочем, нередко тем, что им это надоедает и они в этом занятии не без оснований перестают видеть смысл. И, сделав пару дежурных реверансов в адрес легенд электроники, они начинают долго, со вкусом и удовольствием, язвить на тему слова intelligent в названии жанра - за которое, кстати, ответственность несут не Autechre, а те же музыковеды - обвиняя всю эту музыку в безжизненности и называя ее результатом ухищренных звуковых спекуляций.
О правомерности и справедливости подобных рассуждений обычно спорят долго, но мне кажется, что куда правильнее задаться вопросом - почему при подобных дискуссиях творчество Autechre воспринимается как нечто однородное? Ведь первые два альбома, сильно выделяющиеся на фоне последующего материала Autechre, уж точно не заслуживают вышеупомянутых эпитетов.
В некоторых статьях лишь скупо отмечается, что альбомы Incunabula и Amber, которые вышли в 1993 и 1994 годах, "отличались гармоничностью и мелодичностью". Однако этого совсем не достаточно для того, чтобы описать эти замечательные пластинки.
Incunabula, дебютная - и, по моему скромному мнению, лучшая - работа дуэта, ошеломляет не столько своим техническим совершенством, сколько своей эмоциональной глубиной. Погружаясь в атмосферу альбома, невнимательный слушатель может сразу и не заметить, что мир вокруг начал и продолжает трансформироваться, а внимательный обязательно обратит внимание на любопытный парадокс - хотя музыка электронная, в сознании начинают буйно цвести органически насыщенные миры, населенные причудливыми растениями, фиолетово-коричневыми грибами и прочей занятной живностью под неприветливым серо-зеленым небом. И картина, которая остается в памяти от всего это великолепия, каждый раз вырисовывается заново и совершенно по-новому. Нельзя сказать, что краски на следующем альбоме - Amber - потускнели (а многие любители IDM, напротив, ставят его выше своего предшественника), но иногда может показаться, что в целостности он уступает Incunabula. Впрочем, это из тех случаев, когда незначительные вкусовые различия допустимы.
А следом за этим Браун и Бут пустились в увлекательные эксперименты. И уже следующий альбом - Tri Repetae - приобрел агрессивный напор, подрастеряв, однако, магию мелодий. Тенденция усиливалась с каждой записью. Для знакомства с тем, во что это развилось, можно прослушать самый, пожалуй, популярный среди любителей поздних Autechre альбомов - Draft 7.30.
Можно часами говорить об искусной игре со звуковым полотном, можно ерничать на тему высокомерия некоторых поклонников IDM по отношению к другим электронным жанрам, можно сокрушаться о том, что Autechre так быстро отошли от своей замечательной находки (которая все равно позволила появиться ряду интересных проектов - например, в прекрасном альбоме Lost Tracks известного деятеля немецкого андерграунда, известного под псевдонимами Drumcorps и Aaron Spectre, ясно слышны отголоски Incunabula). Хуже от этого музыка ни ранних, ни поздних Autechre не станет, а миры, которые она рисует, не станут менее осязаемыми.