- Ахмет Магомедович, в чем плюсы и минусы реализации инвестпроектов в республике?
Ахмет Паланкоев: Ингушетия пока еще не самое тихое и легкое для инвесторов место. Республика географически отдалена, находится на границе страны. Здесь нет разветвленной транспортной сети, логистики. Рынок локальный.
Но минусов меньше, чем преимуществ, которые в Ингушетии существенны, по сравнению с другими территориями. В субъекте реализуются федеральные целевые программы, которых нет в других регионах, предпринимателям предоставляются государственные гарантии на обеспечение рисков в размере 70 процентов от вложений на сумму свыше 200 миллионов рублей.
С инвесторами работают первые лица республики, ее глава, председатель правительства, министры. Разработана гибкая законодательная база. В республике созданы промышленные зоны, к которым подведены инженерные коммуникации.
- Первыми, кто стал вкладывать капиталы в республику, стали ваши земляки, проживающие за пределами Ингушетии. На ваш взгляд, "сработали" исключительно патриотические чувства?
Ахмет Паланкоев: Инвесторы не могут принимать решения о вложении средств только из патриотических побуждений, хотя, конечно, патриотизм в данном случае налицо. Предприниматели ингушской национальности хорошо знают регион, видят его реальные, а не надуманные риски, в отличие от бизнесменов из других субъектов, понимают, что ситуация в республике совсем не та, которую подчас рисуют в СМИ.
За последние несколько лет в Ингушетию впервые пришел крупный бизнес. Большую роль в этом сыграл авторитет главы республики Юнус-Бека Евкурова, в том числе в федеральных структурах, которые пошли навстречу субъекту в вопросах предоставления значимых госгарантий предпринимателям. На такое отношение в том числе повлияла прозрачность использования бюджетных средств в республике. По результатам борьбы с коррупцией Ингушетию не раз приводили в пример на федеральном уровне другим регионам. Расходование казенных денег в республике стало жестко контролироваться, за растрату или плохую работу чиновники тут же лишались своих кресел. Уровень коррупции в субъекте снизился в разы. На таком фоне и бизнесу легче работать.
- Вы сами имеете отношение к крупной инвестиционной компании, которая построит в республике туристические объекты. Чем привлекательно это направление, ведь Ингушетия мало раскручена в туриндустрии?
Ахмет Паланкоев: Республика позже остальных вошла в туристический кластер, создаваемый на Северном Кавказе на основе государственно-частного партнерства. Определены границы туристической зоны в Ингушетии, ее концепция защищена в Министерстве экономического развития РФ. Государство должно построить дороги, провести газ, электричество, водопровод. Инвесторы будут строить гостиницы, рестораны, пункты проката, экодеревни, другие социально-бытовые и туристические объекты. Без готовой инфраструктуры бизнес не привлечь. Республика ведет переговоры с российскими и турецкими бизнесменами, туроператорами об участии в проекте. У меня, как руководителя российско-турецкого делового совета, наработаны контакты с предпринимателями из Турции.
Якорный инвестор уже работает в Ингушетии, не дожидаясь помощи от государства. Компания, акционером которой я являюсь, строит первую горнолыжную трассу (сам катаюсь на лыжах, поэтому идея развивать горнолыжный туризм мне близка). С ее открытием решится сразу несколько задач - "загрузится" джейрахский лечебно-оздоровительный комплекс, будет прививаться вкус к катанию на лыжах и сноубордах у жителей самой Ингушетии, создадим рабочие места. Причем уже видно, что местное население пылинки будет сдувать с туристов. Люди трепетно относятся к происходящему: во всем помогают строителям.