На канале "Культура" в рамках цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я..." - новый проект "Под сенью Вайды. Польская тетрадь". В премьерных выпусках автор и ведущий Сергей Соловьев рассказывает о мастерах польского кинематографа, творческая жизнь которых, так или иначе, связана с режиссером Анджеем Вайдой.
- Анджей Вайда - это главный миф польского кино. Вайда - это и главная удача, и главное счастье польского кинематографа и польской культуры! Хотя именно великий Вайда меньше всего похож на продавца счастья или производителя счастья для масс. Но все всегда начинается с Вайды, - убежден Сергей Соловьев.
Героями нового проект стали актер театра и кино Даниэль Ольбрыхский, режиссеры Ежи Гофман и Кшиштоф Занусси, актриса Беата Тышкевич.
Часть 1-я - "Даниэль Ольбрыхский" в эфире 26 ноября. Этого артиста прославил фильм Анджея Вайды "Пепел", где он ярко и выразительно сыграл главную роль. После этого он снялся еще в 13 картинах мастера. "Меня часто спрашивают, в чем магия работы Вайды с актером. Я всегда отвечаю, что он дает актеру возможность, как заводчик лошадей всякой хорошей лошади, прыгнуть очень высоко, потому что он невероятно любит эту лошадь, и лошадь знает и чувствует эту любовь, знает, что рука у всадника очень мягка. Так и Вайда..." - рассказывает Даниэль Ольбрыхский. В программу включены фрагменты фильмов "Пепел", "Все на продажу" Анджея Вайды; "Одноклассники" Сергея Соловьева.
Часть 2-я - "Ежи Гофман". В фильмографии Ежи Гофмана десятки документальных и художественных фильмов. "Я не режиссер мозга, я режиссер чувств. И, может, потому для меня самое важное - это эмоции в кино. И если как зрителя меня раз зацепит какой-то фильм, так я потом иду на поводке, буду смеяться, буду плакать и не увижу никаких шероховатостей. Черт знает, может быть, поэтому я где-то свою эту энергию передаю в кино", - рассказывает Ежи Гофман. Кстати, наделавший много шума фильм Гофмана "Варшавская битва. 1920" заставляет вспомнить фильм Анджея Вайды "Катынь". В этих двух картинах есть одна общая черта - это стремление не испортить российско-польские отношения. В эту программу включены фрагменты фильмов "Похитители велосипедов" Витторио Де Сики, "Бродяга" Раджа Капура, "Канал" Анджея Вайды, "Потоп" "Древнее предание. Когда солнце было Богом" и "Варшавская битва. 1920" Ежи Гофмана.
Часть 3-я - "Кшиштоф Занусси" (28 ноября, 20.45). Дипломная работа польского режиссера Кшиштофа Занусси "Смерть провинциала" (1966 год) принесла ему несколько международных наград. Его считают "вторым Вайдой". "Занусси - самый разумный режиссер среди нас - это уж точно!" - изрек однажды великий мастер. "Занусси иногда называют, кстати, очень точно, тихой совестью Польши. Это как бы противовес безумному польскому страстному менталитету", - утверждает Соловьев. Фрагменты фильмов "Евангелие от Матфея" Паоло Пазолини, "За стеной" и "Из далекой страны" Кшиштофа Занусси включены в эту программу.
Часть 4-я - "Беата Тышкевич". Киноманы советской эпохи шутили: "Когда нашему кино не хватает красавиц, помогает братская Польша". На экране героиням Беаты Тышкевич признавались в любви Бальзак и Наполеон, а в жизни ею восхищались Антониони, Висконти, Бунюэль и Тарковский. Ее сравнивают с Софи Лорен и Катрин Денев. "Я абсолютно не способна проводить ни мастер-классы, ни семинары. Более того, я дико смущаюсь, когда меня спрашивают, как я работала над ролью. Да никак я не работаю над ролью! Вообще никак! И на самом деле я вообще никакая не актриса. Я просто присутствую в тех фильмах, которые снимают люди, которых я люблю, а также в фильмах, в которых мне хочется принять участие", - говорит польская актриса. Здесь зрители увидят фрагменты фильмов "Пепел" Анджея Вайды, "Дворянское гнездо" Андрея Кончаловского.