Новости

26.11.2012 00:32
Рубрика: В мире
Проект: Армия

Инспекция за океаном

Российские военные открыто облетят США на самолете-разведчике
Всю эту неделю американские военные базы, расположенные в доступной для беспосадочного полета армейского транспортника близости от штата Калифорния, будут находиться в прицеле фото- и видеокамер иностранных контролеров.

В рамках международного Договора "Открытое небо" группа российских офицеров на самолете Ту-154М Лк-1 выполнит несколько наблюдательных рейдов над секретными объектами США. Главное для наших проверяющих - убедиться, что американские генералы не перебрасывают свои войска в районы, удобные для совершения агрессии против соседних стран. Маршрут длиной 4250 километров стартует на авиационной базе "Тревис" в штате Калифорния. В какие края отправится "тушка", эксперты определят в последний момент.

- Ничто не ограничивает возможности инспекторов. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу около десяти лет назад Договор разрешает им фотографировать все передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.

В этом-то и кроется главное отличие разведывательных полетов от санкционированного присутствия в чужом небе. Если вспомнить события 1 мая 1960 года, то американский военный пилот Фрэнсис Гарри Пауэрс тайно пересек на своем самолете-шпионе U-2 нашу границу. За что и был сбит под Свердловском. Наблюдателям "Отрытого неба" подобная опасность не грозит. Все, что они делают по этому Договору, они делают действительно открыто и в присутствии хозяев. Представители принимающей стороны обязательно находятся на борту самолета-инспектора и строго контролируют выполнение условий международного соглашения.

Договор распространяется на огромную площадь, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран.

В свое время "Открыто небо" специально создавали для бесконтактного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Другими словами, наблюдатели могут барражировать над сушей и морем, фиксировать все происходящее внизу на пленку. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго-настрого запрещено. Кроме того, самолет с контролерами на борту должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в договор "Открытое небо".

Концепцию взаимного воздушного наблюдения в 1955 году сформулировал президент США Эйзенхауэр, а подписание Договора "Открытое небо" произошло по инициативе Джорджа Буша в 1989-м. Сегодня в этой программе участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия и Швеция и некоторые другие страны. По заявкам неприсоединившихся к Договору государств решение принимает базирующийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба". Первоначально подпись под документом поставили 27 стран, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех с лишним десятков. Но и это не предел - Договор имеет неограниченный срок действия и открыт для всех.

Об интенсивности контрольных полетов лучше всего говорит статистика. Только в нынешнем году российские инспекторы выполнили 35 наблюдательных миссий над территориями государств-участников Договора. В США будет 36-я. Соединенные Штаты, в свою очередь, имеют право на 8 из 31 ежегодного полета над Россией и Белоруссией и на один полет над Украиной (совместно с канадскими экспертами). Количество таких инспекций определяет специальная квота

- Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" на подмосковной авиабазе Кубинка в свое время был создан специальный летный отряд, - рассказали корреспонденту  "РГ" в нашем военном ведомстве. - Туда входят сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154М Лк1 и Ан-30, оборудованные аппаратурой контроля и записи. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707".

Договор разрешает иметь на борту видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках отчетливо распознавались основные виды военной техники. Другими словами, танк на фото не должен смахивать на трактор, ракета - на дерево, военный корабль - на мирный сухогруз. Отснятые во время воздушной инспекции кадры при желании могут получить не только хозяева армейских и флотских баз, но и каждый участник Договора.