Новости

26.11.2012 00:34
Рубрика: Экономика

Взлетают только цены

Министры обсудили Госпрограмму развития транспортной системы и будущее авиапрома
В планах правительства к 2020 году привести в нормативное состояние 85 процентов российских дорог федерального значения.

На очередном заседании кабинет министров продолжил рассмотрение госпрограмм по отдельным отраслям. На этот раз настал черед двух масштабных проектов по развитию транспортной системы страны и авиационной промышленности. "Понятно, что и та, и другая для нашей страны с ее территориальной протяженностью, с состоянием коммуникаций имеют огромное значение", - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев.

Несмотря на определенные достижения в строительстве новых автомобильных и железных дорог, их все равно недостаточно. "Современная транспортная инфраструктура не отвечает потребностям развития страны - дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта, - указал глава правительства. - Это мешает проводить и диверсификацию экономики, и просто формировать конкурентную среду, развивать предпринимательскую активность".

В рамках госпрограммы по развитию транспортной системы планируется построить и реконструировать порядка 14 тысяч километров автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 миллионов тонн, привести в порядок около 100 взлетно-посадочных полос, значительно обновить подвижной железнодорожный состав.

"Реализация мероприятий программы в полном объеме позволит существенно улучшить ключевые показатели, - обозначил цели министр транспорта Максим Соколов. - Мы рассчитываем, что подвижность населения к 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тысяч километров на одного жителя". Комплексное развитие инфраструктуры и логистики позволят снизить транспортные издержки в цене готовой продукции в среднем до 12 процентов.

Значительный акцент в госпрограмме сделан на современную дорожную сеть страны. По словам главы минтранса, в конце действия программы 85 процентов федеральных автодорог будут соответствовать нормативам. Сейчас таковых всего 40 процентов.

Заложенными темпами развития дорожной сети явно остался недоволен министр регионального развития Игорь Слюняев. "Динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 км ежегодно мы эту задачу решим в течение тысячи лет", - подчеркнул он.

В представленной программе упор будет сделан именно на модернизацию существующей дорожной сети. "Мы не можем распыляться и не можем активно вкладывать деньги в строительство новых трасс", - подчеркнул Соколов на брифинге после заседания кабинета министров. А вот после 2020 года акценты в использовании средств будут сделаны на строительстве новых дорог.

Весь объем средств, предусмотренных для госпрограммы, - 12,5 триллиона рублей. Из них 7,3 триллиона выделяет госбюджет. При согласовании проекта с минфином возникли разночтения по возможностям бюджета на 400 миллиардов рублей. Практически вся сумма относится к разделу, посвященному железнодорожному транспорту. "Мы считаем, что РЖД может выпустить дополнительные займы или могут быть выпущены дополнительные акции РЖД, которые позволяют привлечь ресурсов даже более чем 400 миллиардов рублей, и именно в этом направлении можно поработать для более полного привлечения внебюджетного финансирования", - озвучил свою позицию министр финансов Антон Силуанов.

- Ни приуменьшать, ни преувеличивать возможности привлечения заемного финансирования со стороны РЖД нельзя, - призвал вице-премьер Аркадий Дворкович. - Есть определенные финансовые индикаторы, которые нужно учитывать, и если пороговые значения долговой нагрузки будут превышены, то это может сказаться на стоимости финансирования и возможности привлечения последующих займов и обслуживании существующих займов. Эти цифры на ближайшие три года просчитаны очень детально.

А еще Дворкович обратил внимание на неравномерность финансирования. Бюджетный сценарий предполагает очень медленный рост бюджетного финансирования до 2017 года и потом резкий рост в 2018 году. "Тем или иным образом в ближайшие недели нам нужно будет найти сбалансированный сценарий, который все-таки будет вызывать больше доверия и позволит более равномерно загружать транспортный сектор заказами и объемами работ", - заявил вице-премьер.

В итоге Дмитрий Медведев дал время до 10 декабря, чтобы доработать замечания и представить проект госпрограммы ему на утверждение.

Программа развития авиационной промышленности, просчитанная до 2025 года, ставит целью создание конкурентоспособного авиапрома. Проблем с этим пока нет. "Мы находимся в тройке лидеров, но это не богом данное место, - заметил Дмитрий Медведев. - Наша задача - закрепиться, и, конечно, мы должны поднажать в сегменте гражданской авиатехники, и это почетное место в тройке сохранить". Необходимо решать и внутренние задачи в авиации. "До 2020 года потребность российских авиакомпаний в поставках оценивается до 1300 пассажирских самолетов", - указал премьер.

Острее всего ситуация складывается в региональных авиаперевозках, где парк техники давно достиг критического возраста. Переламывать ее намерены за счет модернизации парка старых добрых самолетов Ан-2. Впрочем, рабочая группа минтранса и минпромторга рассматривает варианты использования на местных авиалиниях иностранной техники. Среди прочих моделей, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, рассматриваются чешские "Вектор" и Л-410.

За конкуренцию отечественной продукции авиастроения и заграничных самолетов отчасти выступил министр обороны Сергей Шойгу. Нужна она в том случае, если продолжится неоправданный, по его мнению, рост цен на самолеты. "Когда у нас за четыре года цена взлетела по некоторым образцам в 3 раза, по некоторым - в 3,5 раза, - возмущался Шойгу, говоря о вертолетах. - То же касается самолетов: самый минимальный рост цен за очень короткий период - это в 2 раза. И все это продолжается". Глава минобороны говорил прежде всего о военном заказе, но и в гражданском авиастроении ситуация не лучше.

Глава минпромторга заметил на это, что по вертолетам с минобороны контракты подписаны до 2018 года, и средняя рентабельность в них 6,7 процента. "Говорить о какой-то космической цене или о космическом росте не приходится, к сожалению", - заявил Мантуров.

После заседания правительства министр подчеркнул, что рост цен - это естественный процесс, вызванный как минимум инфляцией. В то же время госпрограмма учитывает необходимость снижения себестоимости продукции авиастроения. "Сохраняя разумную рентабельность, будет снижаться и цена. Сказать, насколько или как это будет в динамике, мне сейчас на это достаточно сложно. По каждой продукции отдельный процесс, и, естественно, мы над этим будем работать", - заверил Мантуров журналистов.

Премьер-министр поверил в госпрограмму, предложил ее принять и приступить к выполнению.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Финансовые проблемы авиаперевозчиков
Добавьте RG.RU 
в избранные источники