На очередном заседании кабинет министров продолжил рассмотрение госпрограмм по отдельным отраслям. На этот раз настал черед двух масштабных проектов по развитию транспортной системы страны и авиационной промышленности. "Понятно, что и та, и другая для нашей страны с ее территориальной протяженностью, с состоянием коммуникаций имеют огромное значение", - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев.
Несмотря на определенные достижения в строительстве новых автомобильных и железных дорог, их все равно недостаточно. "Современная транспортная инфраструктура не отвечает потребностям развития страны - дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта, - указал глава правительства. - Это мешает проводить и диверсификацию экономики, и просто формировать конкурентную среду, развивать предпринимательскую активность".
В рамках госпрограммы по развитию транспортной системы планируется построить и реконструировать порядка 14 тысяч километров автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 миллионов тонн, привести в порядок около 100 взлетно-посадочных полос, значительно обновить подвижной железнодорожный состав.
"Реализация мероприятий программы в полном объеме позволит существенно улучшить ключевые показатели, - обозначил цели министр транспорта Максим Соколов. - Мы рассчитываем, что подвижность населения к 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тысяч километров на одного жителя". Комплексное развитие инфраструктуры и логистики позволят снизить транспортные издержки в цене готовой продукции в среднем до 12 процентов.
Значительный акцент в госпрограмме сделан на современную дорожную сеть страны. По словам главы минтранса, в конце действия программы 85 процентов федеральных автодорог будут соответствовать нормативам. Сейчас таковых всего 40 процентов.
Заложенными темпами развития дорожной сети явно остался недоволен министр регионального развития Игорь Слюняев. "Динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 км ежегодно мы эту задачу решим в течение тысячи лет", - подчеркнул он.
В представленной программе упор будет сделан именно на модернизацию существующей дорожной сети. "Мы не можем распыляться и не можем активно вкладывать деньги в строительство новых трасс", - подчеркнул Соколов на брифинге после заседания кабинета министров. А вот после 2020 года акценты в использовании средств будут сделаны на строительстве новых дорог.
Весь объем средств, предусмотренных для госпрограммы, - 12,5 триллиона рублей. Из них 7,3 триллиона выделяет госбюджет. При согласовании проекта с минфином возникли разночтения по возможностям бюджета на 400 миллиардов рублей. Практически вся сумма относится к разделу, посвященному железнодорожному транспорту. "Мы считаем, что РЖД может выпустить дополнительные займы или могут быть выпущены дополнительные акции РЖД, которые позволяют привлечь ресурсов даже более чем 400 миллиардов рублей, и именно в этом направлении можно поработать для более полного привлечения внебюджетного финансирования", - озвучил свою позицию министр финансов Антон Силуанов.
- Ни приуменьшать, ни преувеличивать возможности привлечения заемного финансирования со стороны РЖД нельзя, - призвал вице-премьер Аркадий Дворкович. - Есть определенные финансовые индикаторы, которые нужно учитывать, и если пороговые значения долговой нагрузки будут превышены, то это может сказаться на стоимости финансирования и возможности привлечения последующих займов и обслуживании существующих займов. Эти цифры на ближайшие три года просчитаны очень детально.
А еще Дворкович обратил внимание на неравномерность финансирования. Бюджетный сценарий предполагает очень медленный рост бюджетного финансирования до 2017 года и потом резкий рост в 2018 году. "Тем или иным образом в ближайшие недели нам нужно будет найти сбалансированный сценарий, который все-таки будет вызывать больше доверия и позволит более равномерно загружать транспортный сектор заказами и объемами работ", - заявил вице-премьер.
В итоге Дмитрий Медведев дал время до 10 декабря, чтобы доработать замечания и представить проект госпрограммы ему на утверждение.
Программа развития авиационной промышленности, просчитанная до 2025 года, ставит целью создание конкурентоспособного авиапрома. Проблем с этим пока нет. "Мы находимся в тройке лидеров, но это не богом данное место, - заметил Дмитрий Медведев. - Наша задача - закрепиться, и, конечно, мы должны поднажать в сегменте гражданской авиатехники, и это почетное место в тройке сохранить". Необходимо решать и внутренние задачи в авиации. "До 2020 года потребность российских авиакомпаний в поставках оценивается до 1300 пассажирских самолетов", - указал премьер.
Острее всего ситуация складывается в региональных авиаперевозках, где парк техники давно достиг критического возраста. Переламывать ее намерены за счет модернизации парка старых добрых самолетов Ан-2. Впрочем, рабочая группа минтранса и минпромторга рассматривает варианты использования на местных авиалиниях иностранной техники. Среди прочих моделей, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, рассматриваются чешские "Вектор" и Л-410.
За конкуренцию отечественной продукции авиастроения и заграничных самолетов отчасти выступил министр обороны Сергей Шойгу. Нужна она в том случае, если продолжится неоправданный, по его мнению, рост цен на самолеты. "Когда у нас за четыре года цена взлетела по некоторым образцам в 3 раза, по некоторым - в 3,5 раза, - возмущался Шойгу, говоря о вертолетах. - То же касается самолетов: самый минимальный рост цен за очень короткий период - это в 2 раза. И все это продолжается". Глава минобороны говорил прежде всего о военном заказе, но и в гражданском авиастроении ситуация не лучше.
Глава минпромторга заметил на это, что по вертолетам с минобороны контракты подписаны до 2018 года, и средняя рентабельность в них 6,7 процента. "Говорить о какой-то космической цене или о космическом росте не приходится, к сожалению", - заявил Мантуров.
После заседания правительства министр подчеркнул, что рост цен - это естественный процесс, вызванный как минимум инфляцией. В то же время госпрограмма учитывает необходимость снижения себестоимости продукции авиастроения. "Сохраняя разумную рентабельность, будет снижаться и цена. Сказать, насколько или как это будет в динамике, мне сейчас на это достаточно сложно. По каждой продукции отдельный процесс, и, естественно, мы над этим будем работать", - заверил Мантуров журналистов.
Премьер-министр поверил в госпрограмму, предложил ее принять и приступить к выполнению.