В вечно непокорной Каталонии уж сколько лет доминируют сепаратистские настроения. А сегодня, в момент кризиса, как казалось, они достигли точки кипения: каталонцы, это признают все испанцы, живут в своей счастливой провинции получше других.
И, воспользовавшись вроде бы удачным моментом, глава каталонской автономии Артур Мас решился на досрочные муниципальные выборы. Как рассказывают сами каталонцы, успех дал бы возможность в скором времени провести референдум о возможном выходе из состава Испании.
Воскресным утром на улицах Барселоны чувствовалось определенное брожение, некое напряженное оживление. Это спешили проголосовать темпераментные избиратели. Невиданная в послефранкистской Испании активность обернулась национальным рекордом: 69,4 процента - 5,4 миллиона жителей Каталонии участвовали в выборах. Такого не ожидали.
Однако еще гораздо большей неожиданностью стали результаты голосования. Накануне даже федеральные СМИ отдавали полное предпочтение Конвергенции и союзу Каталонии. По всем прогнозам, именно возглавляемая Масом партия и должна была получить абсолютное большинство. Ничего подобного. Да, одержана победа: 50 депутатов из 135 - сторонники Маса. Но это же на 12 человек меньше, чем было в составе предыдущего парламента. Явный и радикальный сепаратизм пришелся не по душе каталонцам.
Если говорить о простых испанцах, а не о больших политиках, то люди с улицы, даже несмотря на кризис, с опаской смотрят на выход скорее не из состава Испании, а из ЕС. А его Каталонии тоже пришлось бы покинуть, возобладай полностью сепаратистские идеи Маса. Перспективу остаться один на один с собственными неприятностями приняли совсем не на ура. И об этом откровенно говорили мне и портье из гостиницы, и местные журналисты. Причем беседовали со мной об этом на довольно приличном английском. Несколько обособленные раньше испанцы невольно освоили доминирующий в ЕС язык, словом, интегрировались. Да и помощь, которую европейское сообщество оказывает испанцам пусть и встречают тут с недовольной ухмылкой, однако с осознанием того, что без подачек придется совсем туго.
Конечно, сепаратисты одержали победу. Но есть в ней и нотки поражения. Теперь и другие мятежные провинции, типа Страны Басков, вряд ли сломя голову ринутся бороться за отделение. Возможно, слегка успокоятся и бельгийские сепаратисты. Парадоксально, но, кажется, именно европейский кризис, если хотите, всеобщая западноевропейская депрессивная стагнация, заставили даже непреклонных пересмотреть свои чересчур радикальные взгляды.
Этот вывод подтверждает и то, что в каталонском парламенте теперь представлены семь партий. Ясно, что по-прежнему необыкновенно популярный в Барселоне и не слишком любимый в Мадриде Артур Мас будет вступать в союзы и коалиции с другими политическими течениями. Однако, к примеру, объявления о скором референдуме, типа какой быть Каталонии, ожидать, по крайней мере, пока не стоит. Возобладала осторожность.