Юрий Корешков, директор рекламного агентства:
- Занимаясь рекламой, я так или иначе отслеживаю яркие PR-акции различных компаний. Не так давно "Европейский" устроил ночь скидок. Пробки начинались за несколько километров от него, места на парковках закончились еще ранним вечером, а в магазинах было сложно протолкнуться. В крупных городах имеется колоссальный спрос на такого рода акции, но катастрофически не хватает предложений. Если это подкорректировать, мне кажется, у нас не будет лишним и зазорным перенять традиции американской "черной пятницы".
Александр Базаров, повар:
- С введением "черной пятницы" поток покупателей значительно бы вырос, и даже крупные торговые центры не смогли бы справиться с посетителями, не говоря уже о более мелких. У нас магазины просто не готовы еще к таким акциям. В любом случае распродажи всегда привлекают дополнительных посетителей. Но также стоит помнить скептическое мнение некоторых людей в России, которые верят, что, прежде чем дать скидку, магазин сначала слегка повышает цену. Для начала нужно победить недоверие.
Валерия Куценко, менеджер по продажам:
- Насколько я знаю, "черная пятница" в действительности - лучший день по прибыльности для магазинов в США. Именно там это действенный инструмент продаж перед праздниками, когда магазины делают около 20 процентов своего ежегодного оборота. Но максимальные скидки в основном получают первые двадцатки покупателей, и то для этого они должны выстаивать в невероятных очередях, готовясь ночевать около желаемых магазинов. В Москве и Питере пытались ввести нечто подобное в ночное время, но скидки не были такими уж невероятными. Мы и так полностью подсели на иглу "общества потребления", навеянного зарубежным бизнесом и политикой. Но добавьте к этому нашу любовь к дракам и нетерпеливость. И мы получим ужасную смесь.
Никита Алиференко, конькобежец:
- Я какое-то время жил в Америке, и мне знакомы черты типичной Black Friday. В России со временем это однозначно вызвало бы какое-то сумасшествие - давки, недовольство. К тому же, если наш нетерпеливый народ что-то не устроит - скидки или акции, - могут возникнуть конфликты. К таким вещам людей надо подготавливать заранее. В наших реалиях, на мой взгляд, введение "черной пятницы" вызвало бы трагические последствия.