26.11.2012 23:33
    Поделиться

    Эксперты: Частный капитал не спешит инвестировать в Дальний Восток

    Завтра пройдет заседание президиума Госсовета по вопросам развития восточных регионов Российской Федерации. Участники будут решать принципиальный вопрос - с помощью каких ресурсов и механизмов можно поднять экономику самого огромного макрорегиона, занимающего более 45% территории страны. Накануне мы узнали, какие предложения подготовили минвостокразвития, Совет Федерации и различные инвестиционные фонды.

    Вопрос номер один - сколько денег необходимо вкладывать в Дальний Восток? По различным оценкам экспертов, для того чтобы социально-экономическое развитие Дальнего Востока не отставало от других территорий, необходимо каждый год "закачивать" в этот регион не менее 3-4 трлн рублей. Между тем, по данным статистики, в прошлом году в 12 регионов Дальнего Востока и Байкальского региона инвестиции составили около 1,2 трлн рублей. Причем львиная доля попадающих сюда денег - бюджетные либо квази-государственные ресурсы естественных монополий и компаний с госучастием как акционера. Частных инвестиций - мизер.

    Говорить о том, что на Дальний Восток инвестора калачом не заманишь - там все убыточно, было бы неправильно. Напротив, это очень перспективная территория. На Дальнем Востоке запущены такие грандиозные проекты, как строительство автомобильной дороги Чита-Хабаровск, Амуро-Якутской железной дороги, нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, газопроводной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток, подготовка города Владивостока к проведению саммита АТЭС, завершение строительства Бурейской ГЭС.

    Однако многие скептически относятся к этим мега-проектам. Ведь это лишь единичные примеры, причем многие из них растянуты на неопределенное время.

    А вот экс-президент Якутии, а ныне заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров уверен, что они уже сыграли огромную роль в относительном улучшении ситуации на Дальнем Востоке. "Даже самый оспариваемый из них - подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке - позволил не только расширить узкие места, препятствующие развитию города чуть ли не с самого его основания, но и заложил фундамент будущей крупнейшей городской агломерации, делового центра Дальнего Востока мирового уровня".

    И если бы не финансовые аферы, которые сейчас расследуют правоохранительные органы, город получил бы еще больше", - полагает Вячеслав Штыров.

    В экономический потенциал макрорегиона верит и министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев. По его мнению, экономика руководимого им округа "постепенно выталкивается из единого экономического пространства страны". Если раньше на российский рынок поставлялось 75% выпускаемой здесь продукции, то сейчас - 21%. "Акцент сместился на рынки стран АТР, при этом совершенно несправедливо в этом регионе Россия присутствует в роли сырьевого придатка, - рассказал "РБГ" Виктор Ишаев. - Доля необработанных товаров превышает 80%. Среди причин - низкая конкурентоспособность выпускаемой на ДВ продукции, слабая внутренняя транспортная связь территории, неразвитая энергетическая инфраструктура".

    Министр по развитию Дальнего Востока рассказал "РБГ", что по поручению председателя правительства идет работа над перечнем приоритетных проектов, финансирование которых может идти из внебюджетных источников, а именно из средств "Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона", который является 100% "дочкой" Внешэконом банка. Этот список проектов, который имеется в распоряжении "РБГ", включает 92 позиции, большая часть (35) - относится к транспортной инфраструктуре (см. диаграмму на стр. 1). Изначально стоимость проектов этого списка оценивалась примерно в 5 трлн рублей. Однако уже после совещания, проведенного Внешэкономбанком с участием всех заинтересованных лиц, общая стоимость проектов выросла до 8 трлн рублей. Возможности "Фонда развития Дальнего Востока" ограничены установленным лимитом участия Внешэконом банка в форме субординированных кредитов до 2015 года - 70 млрд рублей. "В отличие от банков Фонд не только предоставляет деньги на возвратной основе, но и готов участвовать в реализации проекта в качестве инвестора, а именно разрабатывать план, принимать на себя риски", - рассказал "РБГ" президент "Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона" Геннадий Алексеев.

    Оценивая перечень приоритетных проектов, Геннадий Алексеев поделил их условно на несколько блоков. В первый вошли объекты недвижимости, финансирование строительства которых возможно только за счет бюджетных средств. Например, проект развития космического кластера на базе космодрома Восточный.

    Вторую группу составили инвестпроекты, реализация которых предусмотрена в инвестпрограммах государственных корпораций или госкомпаний - естественных монополий. К примеру, межрегиональный проект по запуску Восточной газовой программы, который предусматривает строительство и эксплуатацию газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток.

    Третья группа - это объекты, являющиеся частью инвестиционных проектов комплексного развития территорий. К примеру, в Якутии предложен вариант увеличения провозной способности железной дороги за счет строительства железнодорожной линии "ст. Икебьекан - Тарыннахский ГОК". И подобных примеров в списке много.

    Четвертый блок - это инвестпроекты, которые вписываются в условия стандартного проектного финансирования, когда есть и бизнес-план, и экспертиза проекта. А главное - прописаны понятные показатели эффективного вложения средств, то есть как, когда, за счет чего и с какой доходностью деньги будут возвращены. По мнению Геннадия Алексеева, примером может служить строительство перегрузочного комплекса в Приморском крае, который будет заниматься приемом зерновых грузов с железнодорожного транспорта, хранением его на складе и, если нужно, отгрузкой на морское судно. Другой показательный пример - создание межрегионального соевого кластера.

    В списке есть и проекты, которые требуют существенной доработки и пояснения. Например, указано, что в Забайкальском крае для повышения надежности сетей предлагается построить и реконструировать объекты инженерной инфраструктуры. О чем идет речь - непонятно.

    По словам Геннадия Алексеева, в зоне интересов Фонда могут быть лишь проекты из третьего и четвертого блоков. Что будет дальше с разработанным минвостокразвития перечнем приоритетных проектов для ДВ, пока неизвестно. Возможно, на президиуме Госсовета этот вопрос будет обсужден. В свою очередь, представители компаний полагают, что единый список проектов необходимо разделить на проекты ранее начатые и уже завершаемые, поддерживающие (модернизация, замена, ремонт и т.д.) и новые инициативные проекты. Тогда будет ясно использование средств.

    Есть мнение, что часть этих приоритетных проектов можно "поднять" с помощью Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ) объемом более 2 млрд долларов. Однако новый фонд создан только летом этого года. На форуме АТЭС было объявлено о первой планирующейся сделке - вхождении в акционерный капитал Russia Forest Products (RFP), второй по величине лесозаготовительной компании России, которая базируется на Дальнем Востоке. "В результате этой сделки РКИФ может инвестировать в RFP более 200 млн долл. и стать крупнейшим акционером компании, - рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

    Однако эксперты скептически оценивают интерес со стороны Российско-китайского инвестиционного фонда к приоритетным проектам минвостокразвития, так как РКИФ рассматривает лишь портфельные инвестиции.

    В основном чиновники и представители бизнеса, с которыми мы беседовали, сошлись во мнении, что реализовать проекты необходимо через механизмы государственно-частного партнерства. Геннадий Алексеев считает, что необходимо риски при ГЧП распределить по доле ответственности между государством и бизнесом. В свою очередь, Виктор Ишаев полагает, что государство должно взять на себя инфраструктуру. "Бизнес не придет на пустое место, где дороги в пять раз дороже, чем разработка месторождения", - полагает он.

    Инфографика "РГ"

    Поделиться