Когда была сделана первая попытка активизировать эти процессы?
- Еще в конце прошлого века. В 1999-2000 гг. были приняты законы о концессиях, о соглашениях о разделе продукции, об особенностях концессии при строительстве автомобильных дорог. Правда, в то время это не называлось государственно-частным партнерством. Вторая волна - совсем недавние события. Начиная с 2010 года в Украине приняты и действуют закон о ГЧП, законы об особенностях аренды и концессии объектов централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, объектов топливно-энергетического комплекса, принято большое число подзаконных нормативных актов по реализации этих законов.
Насколько эффективно существующее законодательство в сфере ГЧП?
- К сожалению, наличие большого числа как законов, так и подзаконных актов в сфере ГЧП в Украине не привело к активному и, главное, эффективному для общества и страны в целом использованию механизмов ГЧП. До сегодняшнего дня у нас нет ни одного проекта ГЧП в транспортной инфраструктуре, ни одной платной автомобильной дороги. Существующие концессионные и арендные договора в сфере централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в лучшем случае можно назвать нейтральными, но уж никак не позитивными. По довольно сложным процедурам, предусмотренным законом о ГЧП, пока не реализовано ни одного проекта. Причин для этого много: несовершенство и противоречивость нормативно-правового регулирования в сфере ГЧП, неудовлетворительный инвестиционный климат в стране в целом, постоянная "смена власти", обуславливающая высокие политические риски и предопределяющая популизм в тарифной политике, отсутствие опыта и знаний в сфере ГЧП у публичного сектора, подозрительное отношение населения к участию частного бизнеса в инфраструктурных проектах. Понятно, что в такой ситуации экспертное сообщество Украины ведет активные дискуссии относительно принципов и направлений развития ГЧП в нашей стране, а также относительно стратегических и тактических вопросов, связанных с усовершенствованием законодательства в этой сфере.
Опыт каких государств использовался при разработке украинского законодательства о ГЧП?
- Изучался опыт европейских стран, США, России, Казахстана. Именно от РФ мы позаимствовали термин "государственно-частное партнерство" вместо принятого во всем мире и более соответствующего сущности этого явления термина "публично-частное партнерство". Переход к новой терминологии в сфере ГЧП, а именно переход к термину "публично-частное партнерство" и вовлечение в этот процесс как отдельных субъектов, имеющих порою разные интересы, государства и органов местного самоуправления, является одним из наиболее часто дискутируемых вопросов при обсуждении путей развития ГЧП в Украине.
Какие формы ГЧП получили наибольшее распространение?
- Довора концессии (в настоящее время в основном они заключаются в сфере водоснабжения и водоотведения). По количеству концессионных проектов лидирует Крым. Вместе с тем практически все заключенные там договора относятся к небольшим объектам сел и поселков (системы коллективного водоснабжения, сбор бытовых отходов, обслуживание и содержание жилого фонда). Отнести эти проекты к ГЧП можно только по формальному признаку - заключение договора концессии. Широко распространены арендные договора. Вместе с тем дискуссионным остается вопрос о правомерности отнесения договоров аренды к ГЧП. По формальным показателям (если они длятся более 5 лет) они подпадают под законодательное определение ГЧП, но если рассматривать сущность этой договорной формы по украинскому законодательству, появляются большие вопросы.