Какова цель проведения Года Германии в России?
Вольф Иро: Восемь лет назад в России уже проводился Год Германии, поэтому многие не понимают, зачем нужно организовывать его снова. Но в 2004-м это был Год культуры, а сегодня мы хотим не только познакомить россиян с немецкой культурой, но и представить все основные сферы современной Германии - экономику, образование, общество, инновации. Мы существенно расширили и тематику, и количество мероприятий. В целом Год Германии призван укрепить партнерские отношения между нашими странами, инициировать новые контакты, предложить новые идеи.
Каков вклад Гёте-Института в организацию Года Германии?
Вольф Иро: Гёте-Институту выпала роль руководителя этого большого проекта. Наш культурный центр существует в России уже двадцать лет, имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Новосибирске, а также представительства по всей России. Поэтому не удивительно, что на нас лежит основная ответственность. Над проектом Года Германии мы работаем совместно с двумя другими организаторами - Министерством иностранных дел Германии и Восточным комитетом немецкой экономики.
Какие мероприятия предусмотрены в программе?
Вольф Иро: В программе почти тысяча мероприятий, они поделены на шесть тематических разделов: "Жизнь в Германии", "Современная культура", "Город и окружающая среда", "Общество, экономика, политика", "Образование и наука", "Общая история". К примеру, тема "Жизнь в Германии" предусматривает проведение школьных олимпиад, дней немецкой культуры в регионах России, организацию немецкого Рождественского рынка. К категории "Общество, экономика, политика" можно отнести конференции по вопросам миграции и интеграции, дни толерантности, открытые дискуссии по вопросам здравоохранения или авторского права. В категории "Город и окружающая среда" находятся все проекты, связанные с вопросами градостроительства и энергоэффективности. В категории "Современная культура" стоит, например, упомянуть большую выставку Йозефа Бойса в Московском музее современного искусства. В целом, во всех областях культуры мы организуем множество программ и проектов на любой вкус.
Какие российские города охватит программа?
Вольф Иро: В 2012 году акцент сделан на Москву и Санкт-Петербург, а в 2013-м площадкой для проведения мероприятий станут в первую очередь регионы России. Мы хотим реализовать ряд проектов в Екатеринбурге, Иркутске, Архангельске, Перми, Калининграде, Калуге, Волгограде, Новосибирске, Нижнем Новгороде. В программу вовлечены и менее крупные города, например Обнинск или Иваново.
По какому принципу вы отбирали проекты, которые будут реализованы?
Вольф Иро: У нас есть три типа проектов: наши собственные, проекты наших партнеров и проекты, отобранные на основе конкурса. Часть организационного бюджета мы выделили на проведение конкурса, в котором мог поучаствовать любой, кто предложит интересный проект в области германо-российского обмена опытом. Условия участия были просты: проект должен реализовываться в России и иметь непосредственное отношение к Германии. Нам поступило очень много заявок и от частных лиц, и от организаций - только из Москвы и Санкт-Петербурга их было около 400. Мы старались поддержать максимальное количество проектов, но выбор был непростой. Проекты, выигравшие тендер, получают средства на проведение мероприятий в рамках Года Германии.
На какую аудиторию рассчитаны мероприятия, которые пройдут в рамках Года Германии?
Вольф Иро: Есть мероприятия, рассчитанные на узкую аудиторию; это в первую очередь различные научные или бизнес-конференции. Другие проекты, такие как выставки и уличные фестивали, наоборот, рассчитаны на широкую аудиторию. Среди них можно назвать фестиваль немецкого кино, организованный Гёте-Институтом, который пройдет в декабре в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, или немецкий фестиваль хоров в Екатеринбурге, организованный Генеральным консульством Германии в Екатеринбурге. По всей России пройдут различные концерты, презентации, выставки. Мы стремимся создать максимально полную картину современной Германии, причем наша цель - не только презентация, но и обмен, поэтому практически каждое событие мы сопровождаем рядом интерактивных мероприятий, где происходит живой обмен опытом между деятелями культуры и публикой. Это семинары, рабочие группы, мастер-классы, "круглые столы".
Как часто стоит проводить такие проекты, как Год Германии?
Вольф Иро: Взаимопонимание и интерес наших народов друг к другу стабильно высоки, но мы постоянно развиваемся, и всегда найдется что-то новое и интересное, чем мы можем поделиться друг с другом. А диалог культур вообще неисчерпаем. Поэтому проведение Года Германии раз в 5-10 лет очень полезно, равно как и проведение подобных программ, связанных с другими странами.