Новости

Вячеслав Никонов, политолог:

Прежде чем принимать какие-то решения, нужно как минимум делать четкие критерии поступления в университет. Пока что эти рамки у некоторых вузов размыты. В современной России такое понятие, например, как "троечник", отходит на второй план, поскольку знания оцениваются по результатам ЕГЭ. В принципе, неплохая идея повысить балл поступления, о чем "Российская газета" пишет на 1-й и 14-й полосах. Но здесь появится несколько подводных камней. Во-первых, оценка зачастую выставляется общая. И если абитуриент в каком-то предмете не показал себя с лучшей стороны, он может наверстать упущенное за счет другой дисциплины. Во-вторых, неправильно детей совсем лишать возможности учиться и тем портить им жизнь. Хотя мне порой кажется, что у нас сейчас в вузы поступает больше людей, чем школы заканчивают, и мало у кого возникают с этим проблемы.

Такая система, когда человек, не выдержав экзамен, лишается жизненных перспектив, существует в ряде стран. Прежде всего на Востоке. Например, в Японии этим объясняется большое количество самоубийств среди молодежи. Но все-таки в большинстве цивилизованных государств возможность для людей учиться независимо от результатов их экзаменов - это своего рода правило.

Лучший стимул для школьников достойно учиться - это обещание хорошей жизни в будущем. Но в первую очередь отличники должны иметь какие-то преимущества перед теми, кто учится не очень. У нас, к сожалению, не всегда это работает. Самая удобная система наказаний и поощрений выработана уже столетиями - оценка знаний и отчисление за неуспеваемость. Ничего нового тут придумывать не нужно. Если человек хорошо учится и добивается успехов в образовании, как правило, он добивается и лучших результатов в жизни. Это называется меритократией - системой продвижения по заслугам. Особенно она выражена в Китае, где хорошие ученики - востребованные специалисты. Это некий идеал, к которому надо стремиться, учитывая, правда, специфику каждого государства. Но он нигде пока в полной мере не реализован.

Мне кажется, уровень образования в России достаточно высок, о чем свидетельствует тот факт, что в последние годы вы найдете немного западных университетов, где бы не преподавали наши соотечественники. Другой вопрос, что многие из них уехали отсюда еще в девяностые - в поисках достойного заработка. И весь цвет нашей науки теперь является цветом науки заграничной. Прибавьте к этому недостаточное финансирование образования - и получится результат, который мы теперь имеем. Сейчас уже идет обратный процесс - люди, в том числе состоявшиеся, возвращаются в страну. Процесс восстановления будет длительным, но я уверен, что он достигнет своих положительных результатов.

Общество Образование