Вопрос качества моторного топлива зачастую обсуждается сообществом автомобилистов даже куда активнее, чем рост цен на него. Причем претензии к доброт ности бензина и его строгому соответствию определенному классу возникают не только у обычных граждан, но и у представителей Роспотребнадзора, отмечающих резкое ухудшение качества бензина на АЗС во многих регионах страны. "Пока, к сожалению, отдельные автозаправки топливо продолжают "бодяжить", - сообщил "РБГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Это связано в основном с отсутствием нормального продукта, который может закрыть потребности АЗС. А система контроля, которая должна сократить поступление такого топлива на рынок, ввести жесткие штрафные санкции и дать статистику, сколько негодного топлива вращается на рынке, в стране отсутствует. Росстандарт делает лишь выборочные проверки, но из-за недостатка финансирования, инспекторского состава, лабораторий по всей стране, которые могут проводить проверки, они не приводят к должному результату".
"Необходимо ставить перед Росстандартом вопрос повышения качества регулирования, - считает заместитель министра энергетики РФ Павел Федоров. - По закону необходимо иметь маркеры, отметки на товарных чеках о том, какого экологического класса топливо продается на АЗС. Статистика такова, что в некоторых регионах до 30% всех АЗС таких марок не имеет, и мы не только не знаем, какого экологического класса бензин продается, мы вообще не знаем, какой бензин там продается".
По данным ученых Московского автомобильно-дорожного института, в минувшем году до 40% бензина на российских заправках не отвечали требованиям к качеству. Идет ли речь о махинациях отдельных АЗС или это уже тенденция?
"Я не стал бы объяснять все только злым умыслом, - сообщил "РБГ" генеральный директор Группы Компаний "Трасса" Олег Алексеенков. - Сегодня, например, в Московской области достаточно высока конкуренция, и автовладельцы просто не будут приезжать на АЗС, если раз за разом приобретают там некачественный бензин. А при расчете только на транзитный поток бизнес рано или поздно станет убыточным".
Весь бензин, производимый основными поставщиками для Москвы и Московской области (Московский, Ярославский, Рязанский, Нижегородский и Уфимская группа НПЗ), отвечает требованиям к качеству. Поэтому самое главное - сохранить это качество после выхода бензина с завода. Проблема в том, что у отдельных несетевых заправок попросту нет постоянно действующей системы контроля качества топлива. Однако на этом фоне, считает Олег Алексеенков, преднамеренная "подгонка" бензина под более высокие показатели октанового числа или его разбавление - явление крайне редкое и не может формировать общую картину на рынке. Претензий к качеству топлива можно избежать только в том случае, если оно контролируется на всех этапах "жизненного цикла" - от НПЗ до раздаточной колонки на АЗС. Создать же и поддерживать такую систему могут только компании, обладающие соответствующей инфраструктурой.
"Оптимальна, на мой взгляд, схема, при которой компания владеет всей логистической цепочкой и может оперативно вносить в нее изменения в плане не только контроля, но и управления качеством. К примеру, на нефтебазе в г. Электроугли большинство процессов автоматизировано и полностью подчинено обеспечению качества топлива от железнодорожной цистерны до хранилища и затем на всем пути до АЗС. С помощью аккредитованной лаборатории топливо (включая дизельное) проходит тройную проверку - в момент слива из цистерн, в процессе хранения и при последующей отгрузке. Причем жесткость и количество параметров проверки значительно превышают установленные государством требования. Более того, в компании внедрена система пятиступенчатой фильтрации, благодаря чему удается избежать различных механических загрязнений, нередко встречающихся при получении топлива с НПЗ. Наконец, для доставки топлива на АЗС необходимо использовать собственный парк бензовозов, состояние емкостей которых регулярно проверяется. Это выступает дополнительной гарантией качества топлива.
При такой системе и связанных с ней затратах добавлять что-то в бензин ради изменения его октанового числа или иным способом экономить на качестве просто не имеет смысла. Думаю, такая логика применительна к любой достаточно крупной сетевой заправке", - уверен руководитель ГК "Трасса".
Здесь необходимо добавить, что параллельно тренду улучшения качества моторного топлива в стране взят курс и на повышение его классности. Так, с будущего года в России исключается из оборота бензин 2-го класса (аналог европейского стандарта Евро-2). А минувшим летом было принято решение о дифференциации акцизов. Так, с 1 июля акцизы на бензин 4-го класса не изменились, а на бензин 5-го класса снизились на четверть, что стимулирует компании переходить на выпуск топлива 4-5-го классов, менее вредных для окружающей среды. Здесь мы, конечно, отстаем от Европы, где уже несколько лет действует запрет на топливо ниже 5-го класса. Но главное - начало положено. В Москве с 2007 года официально не продается топливо ниже 3-го класса , а с января 2013-го столичное правительство планирует обязать АЗС торговать бензином только стандартов Евро-4 и выше.