27.11.2012 23:50
    Поделиться

    Конституционный суд рассматривает дело о порядке проведения митингов

    Конституционный суд рассматривает дело о митингах
    Вчера Конституционный суд рассматривал жалобы 102 депутатов Госдумы и Эдуарда Лимонова (Савенко), недовольных новым порядком проведения митингов и прочих уличных акций, который существует в России после 8 июня 2012 года.

    Это третий так называемый "политический" запрос в Конституционный суд, рассматриваемый в ноябре, и с каждым слушанием градус полемики все повышается, а председатель КС Валерий Зорькин все строже одергивает политиков, выступающих в здании Сената в Санкт-Петербурге. Оппозиционные депутаты и Лимонов недовольны новым порядком проведения митингов, фактически установленным после принятия изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Депутат Госдумы от "Справедливой России" Елена Мизулина вчера в КС тщательно, чуть ли не по минутам выверяла нарушения регламента и пришла к выводу: "В сегодняшней Госдуме большинство может делать все что угодно и так приспосабливать регламент, как им это удобно. Разве может регламент обслуживать только одну партию?"

    Представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин тут же поспешил среагировать и в красках напомнить, как же на самом деле соблюдался регламент по принятию поправок в ФЗ N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и его отдельных положений". К законопроекту было подано 430 поправок, 19 приняты, а 411 отклонены, и целью подачи такого большого количества поправок, пояснял Вяткин, в том числе и от фракции "СР", было намерение "максимально затянуть рассмотрение законопроекта в Госдуме и сорвать обсуждение и принятие его - это не скрывалось! Один и тот же текст предлагался разными депутатами, и хотя обсуждение закона закончилось в полночь, сколько необходимо было времени - столько мы его рассматривали".

    Мизулина также заметила, что "массовые акции, которые прокатились по всей стране, были вызваны массовыми нарушениями на выборах 4 декабря 2011 года", но партия парламентского большинства пошла "по методу борьбы со следствием, а не с причиной".

    - Вы говорите о массовых нарушениях, - поспешил вмешаться председатель КС Валерий Зорькин, - вы как депутат понимаете - это должно быть подтверждено судебными решениями, придерживайтесь, пожалуйста, правовой аргументации!

    Хотя закону нет и полугода, секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев и писатель Эдуард Лимонов уже смогли показать в своих речах результаты правоприменительной практики. "Коммунисты празднуют 7 ноября с 1918 года, - возмущался Соловьев, - а теперь нам запрещают демонстрации и разрешается только проведение митингов в удаленных от центра местах". Кроме того, он раскритиковал положения об ответственности организаторов митинга за нарушение численности участников митинга, указанной в заявке.

    - Я частенько подаю заявки, вот подал на 100 человек, пришло 102 - меня надо штрафовать? - задавался вопросом Вадим Соловьев.

    Еще одной проблемой для оппозиции стало повышение штрафов. Соловьев пояснил, что весь бюджет региональной парторганизации - 400 тысяч рублей, и если из-за провокации на уличной акции на них будет наложен штраф в 600 тыс. рублей, то отделение КПРФ может быть уничтожено. "Речь идет только о тех случаях, когда может быть причинен реальный ущерб, - пояснял позже Дмитрий Вяткин, - когда организуется шествие на десятки тысяч человек, то и сумма штрафов будет исчисляться десятками тысяч рублей, это вполне сопоставимо".

    - А какова стоимость этого мероприятия для госбюджета? - не выдержал представитель президента в КС Михаил Кротов.

    - Демократия вещь дорогая, - признал секретарь ЦК КПРФ, - но мы все с вами платим налоги, и все это оплачиваем.

    "Оспариваемый закон стимулирует органы власти к сотрудничеству с организаторами и участниками мероприятий, -- заметил Вяткин, -- чтобы избежать чрезмерного вмешательства в жизнь граждан".

    Свое мнение об оспариваемых нормах изложил и Эдуард Лимонов: "Проводить митинги - это один из методов моей работы, и если мне запрещают организовывать их - этот митинг не имеет смысла". Лимонов, кроме того, напомнил, что когда его наказывали за проведение акции 31 июля 2012 года, то районный суд почему-то решил, что ему не следовало вообще подавать эту заявку, ведь, согласно новым нормам, его привлекали к административной ответственности в течение года (с 2009 года Лимонова вообще привлекали более 25 раз, признался он в КС. - Прим. "РГ"). Получилось, поддерживал своего доверителя адвокат Глеб Лаврентьев, что судебным актом была придана обратная сила закону, отягчающему ответственность. Представитель Совета Федерации в КС Александр Саломаткин оценил нормы как соответствующие Конституции, но понадеялся, что КС даст современную трактовку проблемы о порядке принятия законов в парламенте.

    А в Совете Федерации тем временем на заседании комитета по конституционному законодательству обсудили возможность внесения дополнительных поправок, позволяющих возложить на организаторов ответственность за участие несовершеннолетних в митингах. Впрочем, потом решили подождать постановления КС. Есть основания считать, что решение по делу КС может вынести до Нового года.

    Поделиться