Проект закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" предлагает отходить от типовых схем помощи, а составлять индивидуальный план для человека, который попал в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, он допускает в сферу соцзащиты коммерческие структуры. О том, как это будет работать, корреспондент "РГ" выясняла у замминистра труда и социальной защиты РФ Алексея Вовченко.
Законопроект предлагает допускать к оказанию социальных услуг частный бизнес. Возможно ли появление коммерческого интерната для престарелых?
Алексей Вовченко: Мы стараемся прежде всего вовлечь в сферу оказания услуг именно некоммерческие организации. Они могут быть поставщиками услуг, а их расходы в той или иной степени может оплачивать государство. Поэтому, если сети государственных учреждений не хватает или кто-то выполняет эту работу лучше, мы даем право бюджету региона выделять негосударственному сектору средства на оказание услуг.
Если человек (или его семья) в состоянии оплатить услуги, то он может обращаться в подобную организацию, как, например, и в сфере здравоохранения. Правда, в России их всего 1,2 процента, лишь около 30 тысяч человек получают соцуслуги в частных организациях - прежде всего это уход за престарелыми. Почему так не развита сфера частных организаций в сфере соцобслуживания? Наверное, тут вопрос в маржинальности, на которую могут рассчитывать частные предприниматели. Думаю, со временем они выйдут на нормальную норму прибыли и станут полноправными конкурентами на рынке.
Как вы оцениваете объем рынка социальных услуг?
Алексей Вовченко: Законопроект раскрывает ворота, а дальше региональные власти должны определяться сами. У них тоже есть задача - уменьшить очереди. А они есть: очередь только на стационарное обслуживание для престарелых - около17 тысяч человек, 30 тысяч ждут устройства в психоневрологический интернат.
В обоих типах учреждений услуги в принципе бесплатны. Но если бы были на рынке и коммерческие организации, то я больше чем уверен, для части этих людей родственники могли бы оплачивать пребывание в полном объеме. Но невозможно бесконечно раздувать государственную сеть, а потребность в таких домах будет существовать - население стареет. Поэтому для государственных и частных учреждений должна быть равная конкурентная среда.
В Пермском крае уже несколько лет социальные услуги передаются на аутсорсинг частным фирмам. В конкурсах часто выигрывают те, кто предлагает самую низкую цену. Качество при этом оставляет желать лучшего. Как отсеять недобросовестных поставщиков услуг?
Алексей Вовченко: Мы предусматриваем два способа доведения денег до поставщиков социальных услуг. Первый - непосредственно субсидия учреждению, второй - на конкурсной основе с использованием закона о госзакупках. А уже сам порядок субъекты должны будут определять на местах. Мы же в законопроекте задаем рамки этого понятия.
В проекте закона предусмотрены нестационарные формы обслуживания?
Алексей Вовченко: Конечно. Более того, один из главных принципов законопроекта - это обеспечение максимально возможной продолжительности нахождения человека дома, в привычной среде. Помещение в стационарное учреждение должно расцениваться как крайняя мера. Ключевым объектом по оказанию социальных услуг должен стать не дом-интернат, а трудная жизненная ситуация и, по возможности, вывод из нее человека или семьи.
Законопроект предлагает всем регионам самостоятельно определять стандарты социальных услуг. Кто будет контролировать местное нормотворчество?
Алексей Вовченко: В законопроекте предусмотрена обязанность регионов определять порядок оказания услуг и содержание социальных стандартов. Каркас для этого прописан. Учитывая разницу в доходах бюджетов разных регионов, наверное, не избежать различия в объемах и качестве этих услуг. Поэтому мы и говорим в законопроекте, что каждый должен установить свои стандарты. Мы стремимся уйти от того, чтобы все действовали только по указке из столицы. Потребность граждан и общественный контроль должны определять тот объем услуг, который должен быть в регионе. Было бы не совсем правильно нам искусственно занижать тот стандарт услуг, который может оказать регион. Но в любом случае, каждый локальный нормативно-правовой акт проходит экспертизу на соответствие федеральным законам в местных органах прокуратуры.
Одно из ключевых понятий законопроекта - "индивидуальная нуждаемость" в социальных услугах. Ее для каждого гражданина определяет межведомственная комиссия. Но, например, на Дальнем Востоке в областной центр порой можно добраться лишь самолетом!
Алексей Вовченко: Никто не говорит, что надо ехать в областной центр, чтобы определить эту нуждаемость. Закон устанавливает принцип, на основе которого должен определяться весь набор мероприятий по социальному обслуживанию. В то же время порядок реализации этих принципов регионы будут устанавливать сами, исходя из удобности, доступности и той организационной формы соцзащиты, которая есть в этом регионе. Они определят, в каком месте будет приниматься решение об индивидуальной нуждаемости. Понятно, что это не должна быть столица региона, иначе будет нарушен принцип доступности соцуслуг.