Визит Миреллы Френи в Москву стал частью образовательного международного проекта Галины Вишневской и Пласидо Доминго, стартовавшего летом в Москве под названием "Молодежные оперные ассамблеи". Знаменитый тенор привез тогда в Россию 7 молодых певцов из своей Академии при Лос-Анджелесской опере и провел мастер-классы в Центре Галины Вишневской и в Санкт-Петербургской консерватории. Теперь в проект вступила итальянская Академия бельканто CUBEC, основанная Миреллой Френи и Николаем Гяуровым в 2002 году в Модене. По словам ее директора Микеле Монтанари, каждый год в итальянскую Академию поступает около 300 заявок от молодых певцов со всего мира (на нынешний курс претендовали певцы 52 национальностей), но студентами становятся только 12 человек. Практически все выпускники Академии делают успешную карьеру, поют в Ла Скала, в Сан-Карло в Неаполе, в Метрополитен, в Ковент-Гарден и др. Мирелла Френи привезла в Москву двух студентов Академии бельканто, заметив, что "они не итальянцы, но в этом нет ничего странного, поскольку искусство не имеет наций, оно интернационально". Живая легенда оперной сцены, работавшая с Гербертом фон Караяном, Карлосом Клайбером, Джеймсом Ливайном, Лукино Висконти, Джорджо Стрелером, Жаном-Луи Барро, великими певцами, среди которых был ее муж Николай Гяуров, сегодня полностью отдается преподаванию:
- К сожалению, сейчас не осталось таких великих учителей, какие были у нас, и мы часто встречаем молодых исполнителей, у которых есть прекрасный голос, но абсолютно нет техники. Они не знают, как пользоваться своим голосом. И я сказала себе: ты должна их учить, пока у тебя есть силы. Потому что искусство - это моя жизнь, а для жизни искусства важна молодежь. Когда я поняла, что могу помогать певцам, я "отпустила тормоза" (Френи в переводе с итальянского означает "тормоз") и работаю на полную мощность.
Секреты итальянской техники приоткрылись в первый же день мастер-классов Миреллы Френи, прослушавшей 10 певцов и с удивлением заметившей, что практически все поют с одним дефектом: горлом, загоняя звук внутрь. Совет от Френи: надо стараться проговаривать звук и посылать его вперед, к публике. В этом секрет. Надо забывать, что ты певец, не "изображать голос", не "петь". Надо чувствовать себя актером.
Френи, выступавшая с самыми знаменитыми певцами своего времени, рассказала об особом своем партнере - Лучано Паваротти, с которым ее связывала не только сценическая биография.
- Мы были как брат и сестра. Наши матери работали на одной табачной фабрике. Фабрика, кстати, называлась "Кармен". И, когда мы были совсем младенцами, нас приносили в какое-то место рядом с фабрикой, и наши матери выходили и кормили нас грудью. Так что мы проводили вместе очень много времени. Лучано сначала пел в хоре. У нас в Модене был очень хороший хор, который выигрывал много конкурсов. В этом хоре пел и отец Лучано, у которого был прекрасный тенор. А я говорила: "Ты что, Лучано, у тебя такой голос! Ты способен на большее!" Он отвечал: "Как же, ведь мой отец поет..."
А я стояла на своем: "Ты должен учиться!" И мы стали учиться: 4,5 года подряд 3 раза в неделю вместе ездили в Мантую к преподавателю вокала. У Лучано тогда была маленькая старая машина, которая постоянно останавливалась. Я не водила, поэтому, когда машина буксовала, Лучано говорил: "Давай, выходи, подтолкни!" Так мы и ездили: он за рулем, а я толкала машину. Молодым он, конечно, весил не так много, но тем не менее... Впоследствии мы много с ним работали и всегда любили друг друга. Его смерть была для меня жесточайшим ударом. Я потеряла брата. Я находилась с ним, когда он уже умирал, но за 4 дня до его смерти перестала приходить, потому что больше не могла на это смотреть.
Свой нынешний взгляд на мир Мирелла Френи выражает в работе с учениками и в твердом кредо:
- Я объездила весь мир и всегда чувствовала, что меня любят, знают и уважают, потому что я была хорошей певицей. Но в жизни важно не это. Важно, чтобы все люди в мире любили друг друга, помогали друг другу, ведь мы все одинаковые: черные мы, белые, блондины или брюнеты. На это я надеюсь, и в это я верю.