Сильно подорвали интерес к главному виду спорта в Италии рост числа "нечистых на ногу" футболистов, не чурающихся участвовать в договорных матчах и незаконной игре на тотализаторе. Такой печальный вывод делается в исследовании "Демос Кооп", в котором, в частности говорится, что за последние три года из-за, прямо скажем, недостойного "поведения" итальянские футболисты лишились одним махом 13 процентов своих преданных фанатов, очевидно, окончательно потерявших надежду увидеть fair play.
Судя по тому, что скандалы в итальянском футбольном мире вспыхивают с завидным постоянством, реформировать систему чиновники от "кальчо" особо не спешат. Зато буквально в сентябре 2012 года они нашли возможность регламентировать действия футбольных фанов на стадионе, которые, хоть и крайне редко, но все же прибегают к агрессии и насилию.
Исходя из нового, довольно обширного свода правил, во избежание неприятных инцидентов во время "партиты" (футбольного матча), в одни руки будут впредь продаваться не более четырех билетов (а не 10, как было раньше). Более того, их запрещено будет реализовывать лицам с подмоченной репутацией, замеченным ранее в драках на стадионах. А вот полиция, напротив, наделяется эксклюзивным правом задерживать бузотеров, пытающихся сорвать матч, на целых 48 часов. Повысилось также наказание за плакаты с расистскими призывами. Отныне за подобные радикальные баннеры для их авторов предусмотрено от года до пяти лет тюрьмы. А вот за нанесение материального ущерба, а также оказание сопротивления властям и вовсе положен срок, в зависимости от тяжести преступления, от 4,5 до 18 лет заключения.
Тем не менее самым действенным на сегодняшний инструментом для регулирования потока фанатов оказалась, как ни странно, обычная, на первый взгляд фан-карта ("тессера дель тифо"). Ее обладатель должен перед матчем пройти обязательную он-лайн регистрацию. Без этой авторизации о проходе на игры престижных серий "А" и "В" можно просто-напросто забыть.
Результат налицо - после появления на свет этой фан-карты, число пострадавших во время матчей снизилось почти в более чем в два раза: 123 человека в 2012 "против" 261 в 2006 году.
Как бы там ни было, итальянские тифози в большинстве своем, по их собственному признанию, привыкли сотрудничать с руководством команды. Этому есть довольно простое объяснение - подобное партнерство является взаимовыгодным для обеих сторон. "Администрация футбольных клубов снабжает нас льготными абонементами, клубной атрибутикой со скидками и прочими греющими душу настоящего фаната радостями. А за это клуб может рассчитывать на непоколебимую поддержку в лице фанатских группировок", - объяснил "РГ" лояльность болельщиков 36-летний Алессандро, преданный приверженец "Ромы", исколесивший вместе с родным клубом полмира.