Но не успела утихнуть эта ситуация, как город потрясла очередная трагедия. Прямо в центре города, возле кинотеатра "Октябрь", в паре минут езды от здания областного правительства ночью столкнулось несколько машин. Два человека погибли на месте, еще несколько получили тяжелые травмы. И опять город всколыхнуло известие о том, что виновник ДТП, сын известного предпринимателя, управлявший "БМВ", как показала экспертиза, был пьян.
Вот тогда бывший заместитель начальника регионального управления по делам молодежи, а ныне предприниматель Сергей Косолапов и организовал в социальной сети инициативную группу, призвав людей самим начать контролировать ситуацию на дорогах. Схема простейшая: патрулировать в выходные ночные улицы Кирова, выявлять потенциально опасных водителей и сообщать об этом в ГИБДД.
На призыв откликнулось пять человек. Вышли на ГИБДД, объяснили, что собираются делать. Там идею поддержали сразу. Хотя поначалу, как говорит Косолапов, и было некоторое недоверие. Но оно быстро сошло на нет, когда гаишники увидели, что парни пришли реально помочь.
- Что тогда творилось на улицах города, - рассказывает Сергей, - волосы дыбом.
Благодаря патрулю полицейские задержали сразу несколько пьяных водителей. Тогда же отработали и взаимную тактику действий.
Экипажи "Ночного патруля" "дежурят" возле ночных клубов и кафе, визуально отслеживают, кто в каком состоянии выходит оттуда и садится за руль, и если возникает подозрение, что водитель неадекватен, докладывают об этом дежурному ГИБДД. После чего "ведут" подозрительную машину по улицам города, "сдавая" ее от одного экипажа другому, пока не прибудут полицейские. Те останавливают машину, проверяют водителя на опьянение, и если подозрение подтвердилось, оформляют протокол. Причем в качестве свидетелей в этом случае выступают активисты "Ночного патруля". И ничего больше.
Это "ничего больше" несколько раз подчеркнул командир батальона ДПС ГИБДД Кирова Дмитрий Алексеев, инструктируя экипажи "Ночного патруля" перед выездом на ночные улицы Кирова.
- Двое наших дежурных в режиме онлайн будут взаимодействовать со старшими экипажей, - рассказывал он новичкам. - Если человек выходит из кафе с бутылкой пива и садится за руль, это уже повод задуматься. Вы с соблюдением ПДД следуете сзади, сообщаете, где едет машина. Ее водителя проверят ближайшие наряды. Приедет наш экипаж, у него есть и полномочия, и средства, чтобы остановить любого "буяна".
Составлены маршруты, сформированы экипажи - их сегодня 25. Кстати, экипажей ГИБДД - 23. Машины одна за другой разъезжаются от здания управления. Мы с Сергеем Косолаповым и его штурманом - сотрудником одного из департаментов регионального правительства Станиславом Шаклеиным - едем на северо-запад города, где сосредоточено сразу нескольких ночных клубов.
По пути замечаем темно-зеленую "девятку", которая едет подозрительно быстро. Устремляемся за ней, и вдруг на перекрестке машина резко тормозит на мигающий зеленый, хотя до этого проскакивала перекрестки "на грани". На перекрестке на встречной полосе авария - столкнулись две машины. Возле них сотрудник ГИБДД в светящемся жилете.
- Возможно, в "девятке" наш "клиент", - говорит Сергей. - Потому и резко затормозил, что гаишника увидел. Он на него смотрел, а не на светофор.
Со светофора машина уходит плавно, но уже через сотню метров снова набирает темп "на грани", а затем, резко затормозив, сворачивает куда-то во дворы и теряется. Мы едем за ней и находим "девятку" возле забегаловки. Двигатель работает, но из нее никто не выходит. Ждем 10, 15 минут. Только отъезжаем, фары гаснут и из машины выходят трое. У двоих пассажиров в руке по бутылке пива. Но водитель ведет себя вроде бы адекватно. Все трое направляются к ближайшему подъезду.
- Ждать не будем?
- А зачем? Нас они, похоже, "вычислили" и за руль сегодня вряд ли сядут. Поймать не самоцель. Главное, не дали произойти трагедии.
Как говорит Сергей, "охотничий азарт" если и есть, то у новичков. Но и он проходит быстро. Тем более за те недели, что действует "патруль", число желающих погонять "под кайфом" в городе уменьшилось. Если еще месяц назад за выходные, в том числе и с помощью патруля, в городе ловили по 70 - 80 пьяных водителей, теперь десяток от силы. Многие просто перестали садиться за руль после спиртного. По ночам в городе стало спокойней, и многие первые участники "патруля" уже отошли от дел. Поменялся и "качественный" состав экипажей. Теперь в них помимо водителя и штурмана обязательно "боец". На это пришлось пойти после инцидента, когда местная "автошпана" устроила ловушку для женского экипажа патруля.
Всячески подрезая экипаж во время сопровождения, они "завели" девчонок во дворы, "заперли", подъехав к ним лоб в лоб, и когда из машины вышли два наглых "бугая", девчонки запросили по телефону помощи. Естественно, туда тут же устремились все остальные "патрулевцы". Увидев подмогу, "бугаи" быстро уехали, а для "патруля" это стало уроком. В социальной сети объявили набор "охранников", на который тут же откликнулись крепкие парни.
Слух об этом быстро прошел по городу, и на прямой конфликт больше никто не идет. Хотя еще время от времени на адреса активистов "патруля" в Интернете приходят разного рода угрозы. Шлют их и по SMS. Что, кстати, показательно. Большинство любителей ночных гонок по городу местные "мажоры", кочующие по ночам в выходные из клуба в клуб.
Недавно патруль получил и "официальное" признание. Накануне очередного рейда с активистами патруля встретился начальник УМВД России по Кировской области Сергей Солодовников.
- Мы очень благодарны за то, что вы делаете, - сказал генерал. - С тем валом безобразия на кировских дорогах, который существует сегодня, невозможно справиться без помощи общества, и мы считаем инициативу "Ночного патруля" очень значимой.
Как пообещал Солодовников, нарушители будут привлекаться к ответственности, невзирая на чины и звания.
Игорь Ларин, юрист:
- Эту ситуацию нужно оценивать с двух ракурсов. Первое, это действия людей, которые выражают свою гражданскую позицию тем, что активно способствуют выявлению и пресечению этих правонарушений. И в целом их действия не противоречат закону. Но, с другой стороны, экипажи ДПС должны нести дежурство в соответствии со своими внутренними планами и инструкциями. А поскольку благодаря сообщениям патруля они вынуждены менять место дислокации или маршрут на другой, это может быть рассмотрено как мелкое должностное нарушение.