Министр был убедителен - главный финансовый документ был поддержан единогласно. В соответствии с планами правительства объем ВВП в следующем году составит 66,515 трлн рублей, инфляция - 5,5%, при слегка подросшем курсе доллара - 32,4 рубля. Затем инфляция должна опуститься и на два года зафиксироваться на отметке 5%, а все остальные показатели будут расти - ВВП на 8 и 9 трлн в 2014 и 2015 годах, курс доллара подрастет до 33 и 33,7 рубля.
При расчете параметров бюджета впервые учитывалось консервативное правило расчета цены на нефть, которое, по мнению экспертов, позволяет снизить риски бюджета и его зависимость от нефти и газа. Прогнозируемая величина Резервного фонда на 2013 год составляет более 3 трлн рублей, Фонда национального благосостояния - 2 трлн 769,8 млрд рублей.
"Это очень важно, это говорит о доверии к политике правительства РФ, о нашем общем понимании того, куда должна двигаться бюджетная политика государства в ближайшие три года", - прокомментировал Силуанов парламентское единодушие при голосовании. Валентина Матвиенко уточнила, что дело не только в доверии, но и в интенсивной совместной работе. "Многие предложения сенаторов были учтены при формировании идеологии бюджета", - подчеркнула она, уточнив, что "идеальных бюджетов, которыми все были бы довольны, не бывает".
Председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин, выступая с докладом о бюджете, обратил внимание минфина на то, что после принятия ряда налоговых поправок в законодательство у ряда регионов могут начаться проблемы с доходами. "Дефицитных регионов много, тенденции на снижение их количества не видим, - сообщил Бушмин. - Вопрос доходной базы субъектов - ключевой. Встала проблема финансирования полномочий регионов. В бюджете планируется сокращение бюджетных трансфертов, не в полной мере учтены выпадающие доходы".
Однако Антон Силуанов, как оказалось, знает о проблеме и имеет программу действий. "Есть ресурс, проблему знаем, вместе с вами будем мониторить ситуацию. Уже в этом году поможем субъектам, которые получают отрицательный результат по изменению налогового законодательства", - ответил сенатору министр.
Во время правительственного часа сенаторы выслушали доклад министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. "Почему Дальний Восток устоял в кризис? - спросил министр и сразу ответил: - Потому что структура производства более примитивная. Тогда мы смогли выжить, но если коренным образом не поменять ситуацию, тенденция будет сохраняться".
Ишаев напомнил, что в конце 80-х годов прошлого века обработка давала более 50% ВРП, а 75% производства шли на внутрироссийский рынок. Сейчас на обработку осталось только 5% регионального продукта, а 21% международной торговли - это продажа сырья и ресурсов. "Стало больше экспорта, но при этом мы - сырьевой придаток", грустно констатировал министр.
"На Дальнем Востоке работают на 30% более напряженно, чем в среднем по России, а живут на 30% хуже, - сообщил Ишаев. - Пенсионеры получают на 1000 рублей больше, но если смотреть по покупательской способности, то средний пенсионер может на пенсию купить 0,98 продуктового набора, а наш - 0,82". По мнению министра, именно низкий уровень жизни провоцирует отток населения из региона.
"Сегодня Дальний Восток - ключевое звено в развитии России, и мы должны понимать, что отношение к нему должно быть другое, - продолжал Ишаев. - Он имеет недоразвитые и недофинансированные отрасли, в которые Россия может вложить деньги и получить отдачу".
Выступление министра произвело впечатление на сенаторов - Совет Федерации в итоговом документе призвал правительство как можно скорее разработать закон о развитии Дальнего Востока, предусматривающий льготы для этого региона по уплате налогов и тарифам на электроэнергию.
Также сенаторы предложили правительству внести изменения в транспортную стратегию РФ до 2030 года, обозначив "необходимость опережающего развития транспортной инфраструктуры Дальневосточного региона".
"И основными факторами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока, являются сложные природно-климатические условия, неразвитые энергетическая и транспортная инфраструктуры, устаревшая производственная база и невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, а также высокая затратность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов на фоне недостатка трудовых ресурсов", - говорится в документе.
Также вчера сенаторы одобрили собственный закон о порядке формирования верхней палаты парламента. Комментируя закон, глава верхней палаты парламента отметила, что не ожидает стихийной смены сенаторов после его принятия. "В сентябре следующего года пройдут выборы губернаторов в ряде субъектов, и уже в этих условиях сенаторы будут выбираться в соответствии с новым законом, - рассказала Валентина Матвиенко. - Эти сенаторы либо сменятся, либо будут участвовать в выборах. Если выиграют эти выборы, то подтвердят свои полномочия, и стихийной смены сенаторов не будет". Спикер уточнила, что закон заработает с 1 января 2013 года.
На брифинге после заседания Валентина Матвиенко рассказала, что, по ее информации, Послание президента к Федеральному Собранию запланировано на начало декабря. Кроме того, она заявила, что пресекает попытки трудоустроить в сенат людей с сомнительной репутацией. "Вот нужно устроить нужного человечка на работу, и по-прежнему пытались устроить для этого в Совет Федерации. Я всем объясняла и жестко стояла на позиции - времена на дворе другие. Мы не являемся организацией для трудоустройства, для обеспечения имени людям с сомнительной репутацией, и мы ни одного такого человека не пропустили, - сообщила Матвиенко. - В верхнюю палату теперь приходят только местные люди. Уже никого не было, ни одного человека из пределов Садового кольца. Если такие попытки были, то, повторяю, мы сопротивлялись и добивались позитивного результата".