27.11.2012 23:34
    Поделиться

    Асылбек Жээнбеков: Партнерство Киргизии и России обусловлено исторически

    В конце минувшей недели Северная столица, как уже сообщала "РГ", принимала руководителей парламентов стран СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. И в эти же дни тут проходили творческие встречи и вечера памяти Чингиза Айтматова. Спикер парламента Киргизской Республики Асылбек Жээнбеков, несмотря на насыщенную программу визита, охотно принял предложение прийти на "Деловой завтрак" в петербургском филиале "РГ" и рассказать о том, как Киргизстан развивается в качестве парламентского государства и на что делает ставку в будущем.

    В беседе с гостем принял участие генеральный директор ФГБУ "Редакция "Российской газеты" Павел Негоица.

    Асылбек Шарипович, Киргизстан сейчас переживает непростой период, который наверняка войдет в историю как переходный. Как бы вы могли охарактеризовать первый созыв киргизского парламента, сформированный при новой форме правления, уже после известных событий 2010 года?

    Асылбек Жээнбеков: События 2010 года - это то, что, наверное, было предопределено судьбой для киргизской государственности. Конечно, очень и очень горько, что революция сопровождалась жертвами: свыше ста человек геройски отдали жизни за свободу и независимость страны, около полутора тысяч были ранены... И еще горше, что силами сепаратистов, реваншистов и оргпреступности на юге республики был спровоцирован межэтнический конфликт с немалыми жертвами. Благодаря мудрости нашего народа, эту провокацию нам удалось пресечь собственными силами в течение нескольких дней. Мы предотвратили гуманитарную катастрофу, наладили в стране спокойствие и провели референдум, позволивший принять новую конституцию 2010 года. А вслед за этим провели выборы в Жогорку Кенеш - парламент. Сегодня в нем присутствуют пять фракций.

    Надо сказать, сама природа парламентской демократии соответствует духу киргизов. 2005-й, 2010-й годы, когда были свержены прежние правящие режимы, показали, что наш народ не приемлет авторитаризма. Он хочет гласности, открытости, прозрачности, наконец - честности и справедливости во всем. И новый парламент обязан все это обеспечить.

    Можно ли сказать, что Киргизстан состоялся как парламентское государство?

    Асылбек Жээнбеков: На строительство парламентской демократии у иных стран уходят века. Киргизстан же идет по этому пути всего два года, но уже преодолел путь, который другие государства проходят десятилетиями. Наш народ знает, что такое независимые партии, фракции, коалиционное большинство, которое полностью формирует и контролирует нынешнее правительство.

    За эти два года в структуре вашего парламента произошли заметные изменения. Распущена правящая коалиция, создана новая, сменился спикер, вчерашняя правящая фракция стала оппозиционной, и так далее. Казалось бы, это нормальная международная практика. И все же, насколько устойчива, на ваш взгляд, нынешняя конфигурация в высшем органе законодательной власти Киргизии?

    Асылбек Жээнбеков: В устойчивости политического уклада страны есть свои сложности. Но главное - это то, что все перечисленные изменения произошли мирным путем! Это самый ценный результат принятия конституции 2010 года. И если завтра начнутся очередные изменения в парламенте, они, я уверен, тоже будут происходить мирно. Хотя мы сделаем все возможное для того, чтобы нынешнее коалиционное большинство просуществовало как можно дольше. Стоит отметить, что прогрессивные силы, которые сейчас формируют направление реформ и дальнейшую жизнь государства, составляют костяк как той, так и другой коалиции.

    Тем не менее в СМИ Киргизстана часто звучит вопрос о необходимости очередного роспуска парламента, смены формы правления. Редкий день обходится без митинга или пикета у стен парламента...

    Асылбек Жээнбеков: Пока имеет место неустроенность граждан, а в стране остаются экономические сложности, будут и эти процессы. Возможно, даже в острой форме. Это естественно.

    С претворением в жизнь реформ правительства, с нарастанием экономического успеха ситуация будет постепенно меняться. Требования смены формы правления - это отражение деятельности оппозиции, не прошедших в парламент партий и тех, кто не удовлетворил свои политические амбиции. Предпосылок к тому, чтобы эти настроения поддерживались населением, нет.

    Это свидетельство того, что люди устали от политики, им безразлично, они ничего не ждут? Или того, что действительно что-то начало меняться, и народ видит реальные плоды работы власти?

    Асылбек Жээнбеков: Я бы сказал, что наш народ в ожидании. Не чуда, а действенных реформ, изменений, лучшей жизни. Но ожидание не может быть бесконечным. Мы должны каждым своим шагом оправдывать. Поэтому мы заявляем о кардинальных реформах в правоохранительных и фискальных органах, здравоохранении, образовании, судебной системе. Наработки последних двух лет дадут результаты и в экономическом плане, причем уже в следующем году. По прогнозам Всемирного банка и МВФ, планируется рост внутреннего валового продукта на уровне 7,5-8,5 процента, по нашим прогнозам - на 8,5-10 процентов.

    В определенной степени это можно связать с возобновлением в Киргизстане масштабных строек с участием России, не так ли?

    Асылбек Жээнбеков: Безусловно. Недавно главы России и Киргизстана Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев заключили в Бишкеке соглашение о строительстве на реке Нарын каскада новых мощных ГЭС. Эту идею мы хотели реализовать на протяжении последних пятнадцати лет. Большая стройка начнется весной будущего года при помощи России. Дешевая, экологически чистая энергия будет востребована как в странах СНГ - Казахстане, России, Узбекистане, - так и в зарубежье, Китае и Афганистане.

    Стратегическое партнерство Киргизстана и России обусловлено исторически. Об этом так же говорит и то, что 27 процентов внешнего товарооборота страны приходится на Россию, и то, что за последние шестнадцать лет более 400 тысяч наших соотечественников приняли российское гражданство. Все это вместе и определяет неразрывную связь между Россией и Киргизстаном.

    В Киргизии давно говорят о необходимости заключения соглашения о двойном гражданстве с Россией. Насколько это реально?

    Асылбек Жээнбеков: Сама жизнь заставляет нас работать в этом направлении. Несмотря на то что процедура принятия российского гражданства для граждан Киргизстана в 2011 году усложнилась, число желающих обрести российский паспорт не уменьшается. Ежегодно в поисках работы, лучшего образования из Киргизстана уезжает от 50 до 70 тысяч человек. Из них порядка 70-80 процентов выбирают Россию. Мы не можем остановить миграционный поток, но, конечно, нам не хочется терять связь со своими соотечественниками. Выбирая Россию как место заработка, киргизы не должны становиться чужими на родной земле и терять исторические корни. В свете этого мы будем и дальше инициировать процесс заключения договора о двойном гражданстве.

    Не секрет, что российские работодатели относятся к трудовым мигрантам, мягко говоря, не всегда честно. Обсуждается ли эта тема на Межпарламентской ассамблее?

    Асылбек Жээнбеков: Конечно обсуждается. Позиция такая: ответственность за трудовых мигрантов должны брать на себя парламент и правительство той страны, откуда идут потоки миграции. На протяжении многих это явление было практически неуправляемым, люди уезжали стихийно, на свой страх и риск. Теперь же мы ставим перед собой задачу увеличить на территории России количество консульских и посольских работников, оказывать нашим соотечественникам помощь и в правовом отношении, и в профессиональном трудоустройстве.

    Это было бы выгодно и для России, в экономику которой вносят свою лепту наши трудовые ресурсы. Во-первых, большее число мигрантов работало бы легально, а во-вторых, их труд можно было бы использовать сообразно квалификации. Ведь многие киргизы, имеющие высшее образование, приезжая в Россию, вынуждены заниматься неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом. Между тем они могли бы восполнить нехватку врачей, учителей, сельскохозяйственных специалистов, высококвалифицированных рабочих и научных работников, то есть любых востребованных профессий во всех регионах РФ. Еще в союзное время Киргизстан по уровню образования входил в первую тройку среди республик бывшего СССР. Этот потенциал у нас сохранился.

    А вас не пугает, что, создавая комфортные условия для миграции, вы лишь способствуете оттоку рук и мозгов из республики?

    Асылбек Жээнбеков: В год свыше ста тысяч молодых людей заканчивают высшие и средние учебные заведения Киргизстана и выходят на рынок труда. Но в нынешних условиях только для 15-20 тысяч мы создаем новые рабочие места, еще около 15-20 тысяч мест освобождается по естественным причинам. Остальные - те самые 50-70 тысяч, к сожалению, остаются не у дел. Даже с учетом перспектив экономического развития республики и создания новых производственных мощностей и рабочих мест в ближайшие годы десятки тысяч молодых специалистов окажутся невостребованными. Увы, такая вот арифметика. Если мы не можем обеспечить людей работой на родине, мы должны думать о том, как создать для них условия в другой стране.

    Противники вступления Киргизстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство говорят, что страна может потерять часть суверенитета. А как считаете вы?

    Асылбек Жээнбеков: Никто, тем более нынешнее политическое руководство нашей страны не допустит потери суверенитета ни на йоту. Речь идет о свободном перемещении товаров, услуг, финансовых потоков и людей в границах ТС и ЕЭП. Мы давно этого хотели, и сейчас наше желание перешло в стадию практического воплощения - создана специальная рабочая группа совместно с российскими и казахстанскими коллегами. Нам предстоит привести целый ряд факторов в соответствие с положениями Таможенного союза и Единого экономического пространства. Кстати, после вступления России в ВТО сделать это будет легче. Нельзя сказать, что членство в этих союзах принесет только выгоду. Но плюсов будет больше, это точно.

    Асылбек Шарипович, Межпарламентская ассамблея СНГ существует уже давно. Однако большинство граждан на вопрос о ней лишь пожмут плечами - это не Европарламент, который всегда на слуху. Все-таки как реально Ассамблея оказывает влияние на жизнь входящих в нее стран?

    Асылбек Жээнбеков: В Европарламенте присутствуют прежде всего страны с развитой демократией, а в Межпарламентской ассамблее СНГ - разные. Но в любом случае будущее всех стран именно в развитии парламентской демократии. И в этом плане Ассамблея очень важна, ведь она дает возможность прямого общения парламентам, работающим в самых разных условиях. Обмен опытом всегда полезен, это ведет к прогрессу. Взаимная интеграция стран происходит через гармонизацию законодательств. И в этом отношении многие вопросы решаются именно на МПА СНГ. В нынешней встрече, например, впервые за двадцать лет приняла участие делегация из Туркменистана. Пока в качестве наблюдателя, а не участника, но уже это хорошо.

    В рамках заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ одним из ключевых вопросов стало обсуждение ситуации в Афганистане. Выступили вице-спикер нижней палаты парламента Афганистана, секретари Советов безапасности и обороны стран, входящих в Организацию, свое мнение высказали также участники Ассамблеи, комитета ОДКБ - и сформировалась реальная картина происходящего. Стало совершенно ясно, что для Афганистана неприемлемо силовое вмешательство. Проблему этой страны может решить только само ее население, и важно, чтобы это произошло мирным путем. Мы же со своей стороны должны помогать прогрессивной части этого государства - как экономически, так и гуманитарно. Нет сомнений в том, что ситуация в Афганистане касается не только сопредельных с ним стран - Киргизстана, Туркменистана и Таджикистана, но и других государств постсоветского пространства.

    А еще Ассамблеей была учреждена премия имени Чингиза Айтматова. Как эту инициативу восприняли в кругу ваших коллег-парламентариев?

    Асылбек Жээнбеков: В Киргизстане говорят: "Все человеческое во мне от родителей, от Бога и от Чингиза Айтматова". Это великий сын киргизского народа. Сегодня он - один из самых читаемых авторов на планете, его произведения переведены на 170 языков. К сожалению, четыре года назад он покинул этот мир. Но Айтматов навсегда останется воплощением божьего дара, данного человечеству от киргизского народа. Опираясь на культуру, историю, самобытность нашего народа, он всему миру показал, что такое добро, справедливость, терпимость.

    В свое время, прочитав книгу Айтматова "Джамиля", французский писатель Луи Арагон сказал, что это лучшая повесть всех времен. А через 25 лет критики сравнили айтматовскую "Плаху" с Шестой блокадной симфонией Шостаковича. Между этими произведениями - целая жизнь, эпоха, целое поколение, воспитанное на книгах Айтматова...

    Инициатива об учреждении премии Чингиза Айтматова была активно поддержана российской стороной и парламентариями других государств. Что неудивительно, ведь творчество Айтматова - это наследие не только Киргизстана, но всего мира.

    Премия будет присуждаться ежегодно ко дню рождения писателя - 12 декабря - и составит 30 тысяч долларов. Финансовое обеспечение - из фонда Жогорку Кенеша - киргизского парламента.

    Чингиз Айтматов символизирует собой Киргизстан для всего мира. Но ведь, без сомнения, богатейшая культура вашей страны не исчерпывается одним именем...

    Асылбек Жээнбеков: Киргизскому народу дано много талантов. Но если говорить о том, что ярче всего иллюстрирует нашу историю, менталитет и самобытность, так это эпос "Манас". Он сохраняется на протяжении более чем десяти веков и состоит из миллиона стихотворных строф. Но дело даже не в этом. Сказание не только передается из уст в уста, но дается людям свыше. Бывает, ребенок пяти-шести лет, который удивляет всех, не умеет еще читать и писать, просыпается среди ночи и начинает рассказывать эпос "Манас" так, будто он стоит перед его глазами, идет из его груди... Я вижу в ваших глазах недоверие. Да, конечно, это сложно представить, надо самому увидеть, услышать. У нас недавно проходила Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, и на нее приезжал знаменитый сказитель с Иссык-Куля - мальчик шести лет. Он может часами и даже днями рассказывать эпос. Объяснить и понять этот феномен невозможно. Можно только гордиться тем, что именно нашему народу дан такой удивительный дар.

    Давайте помечтаем. Каким вы видите будущее Киргизстана в 2030 году?

    Асылбек Жээнбеков: Большая часть страны - горная, здесь нет крупных запасов нефти и газа, однако есть богатый гидроэнергетический ресурс - огромные запасы питьевой и поливной воды, которые позволят нам вырабатывать дешевую, экологически чистую электроэнергию преимущественно на экспорт в соседние страны, в том числе РФ. Гидротехнические возможности Киргизстана сегодня позволяют накапливать запасы, которые в условиях жаркой Центральной Азии ценятся на вес золота, а в будущем, может быть, и дороже. У нас есть крупные месторождения золота, железа, редкоземельных металлов, да что там, в наших горах сосредоточена почти вся таблица Менделеева.

    Киргизстан обладает очень большим потенциалом и для производства экологически чистых сельскохозяйственных продуктов - мы имеем все необходимые условия, чтобы стать центром по их производству. Этому способствует само географическое расположение нашей страны, его почвенно-климатические условия, чистота воды и воздуха. Это очень важное направление в нашей экономике.

    Но самый главный наш потенциал, о чем мы говорили выше, - человеческий. Это люди с достаточно высоким уровнем образования и толерантности, которые ежедневным трудом вносят свой посильный вклад в развитие Киргизстана, независимо от того, где живут.

    И на ваш вопрос я бы ответил так: к 2030 году мы сможем стать страной с высоким уровнем образования, развитой парламентской демократией, успешной экономикой, обществом, где будет обеспечено верховенство закона и гарантированы права и свободы человека. И это вполне реалистичная задача.

    Но в любом случае будущее Киргизстана неразрывно связано с Россией. Кто бы ни приходил к власти в обеих странах, связи между нами останутся прочными.

    Поделиться