"Как вы знаете, Россия обладает уникальной технологией - системой навигации ГЛОНАСС, аналогичной GPS в США. На сегодня таких систем в мире только две: одна из них американская, вторая - российская. Мы считаем Россию транзитной страной и хорошо понимаем, что без сотрудничества с Казахстаном полноценный транспортный евразийский коридор не состоится", - убежден Сурков.
Как следствие, обе страны заинтересованы в том, чтобы внедрять на базе ГЛОНАСС навигационные технологии на территориях России и Казахстана. Российский вице-премьер рассчитывает на гибкую позицию казахстанских коллег, которая позволила бы наметить контуры взаимодействия уже до конца этого года. Он заверил, что в плане сотрудничества по развитию навигации Россия не стремится к обладанию контрольным пакетом и готова реализовывать проекты с Казахстаном, делясь технологиями и, при необходимости, осуществляя софинансирование.
В качестве одного из вариантов Сурков и Ахметов обсудили возможность реализации проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" в Казахстане. Напомним, что в начале ноября казахстанский премьер-министр посетил Россию, где познакомился с российскими навигационными технологиями. Тогда же он заявил, что аналог российской системы экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" будет создан в Казахстане. Этот проект предусматривает оказание экстренной помощи автовладельцам, попавшим в ДТП. Российская система экстренного реагирования может сократить время прибытия "скорой помощи" и спасателей к месту аварии до 30%. По словам Ахметова, министерство транспорта и коммуникации Казахстана, как ответственный орган за общую координацию, ведет работу по внедрению данной системы. Сурков же со своей стороны обещал всяческую помощь в этом вопросе.
Позже участвовавший в переговорах вице-премьер правительства Казахстана Кайрат Келимбетов сообщил, что казахстанская сторона крайне заинтересована в этом проекте. "Я думаю, что в начале года будет какое-то концептуальное обоснование внедрения этой системы в Казахстане", - предположил он.
Важным фактором, по его мнению, является то, что сегодня у России и Казахстана в рамках Таможенного союза общее пространство по требованиям производства и поставки автомобилей. Таким образом, для всего нового автотранспорта появится правило: в каждом новом автомобиле должно быть соответствующее навигационное устройство, гарантирующее безопасность автолюбителей. "Поэтому сейчас мы не только рассматриваем вопрос подключения к этой системе, участия в ней и включения различных коммерческих механизмов, но и обсуждаем вопрос производства этих навигационных приборов, в том числе в Казахстане", - сказал Келимбетов.