На Ставрополье модернизируют инвестиционное законодательство

Сегодня в Ставропольском крае идет реализация двух тысяч инвестиционных проектов - от федерального до поселенческого уровня. Сто ключевых из них оцениваются в 375 миллиардов рублей.

О том, как удается совмещать задачи развития экономики региона и решение социальных проблем, мы попросили рассказать губернатора Ставрополья Валерия Зеренкова.

Валерий Георгиевич, вы заступили на пост губернатора полгода назад. Изменилось ли за это время ваше мнение о проблемах края и путях их решения? Что уже удалось сделать и какие проблемы региона еще требуют своего решения?

Валерий Зеренков: Не могу сказать, что в моем понимании ситуации произошел какой-то решительный переворот. Все-таки я коренной ставрополец, всю жизнь проработал здесь в разных сферах и на разных должностях. Кроме того, многое почерпнул и во время последней предвыборной кампании в Госдуму, когда мы с коллегами выезжали в территории и встречались там с их жителями, говорили о возникающих трудностях в каждой конкретной местности, будь то восток края или КавМинВоды. И сегодня продолжаю взятый с самого начала курс не только на решение масштабных, общерегиональных проблем, но и частных - проблем каждого человека.

Чего греха таить, все еще сталкиваются наши люди с равнодушием чиновников, неповоротливостью бюрократической машины. Где-то, чтобы получить помощь от государства, не хватает одной, что называется, несчастной справки, где-то - банального человеческого внимания со стороны ответственных руководителей.

Как пример: сегодня мы активно работаем над выполнением федерального закона, который касается бесплатного предоставления находящихся в муниципальном ведении земель гражданам, имеющим трех и более детей. Недавно проанализировали ряд территорий. Выяснилось, что в некоторых муниципалитетах участков выделяется меньше, чем нуждающихся семей, в других просто не хотят идти к людям и разъяснять, что у них есть такая возможность. Ситуацию, конечно, уже меняем.

Более того, я рекомендовал чиновникам на местах помочь многодетным родителям с проведением межевания выделяемых участков, если их материальное положение не позволяет сделать это самостоятельно в соответствии с правилами.

Вот с чем в первую очередь приходится бороться. Для этого была изменена и кадровая, структурная составляющая работы краевой власти. Кстати, сейчас у регионального правительства впервые есть четкий комплексный план первоочередных действий. Документ рассчитан на период с сентября 2012 года до сентября 2013-го и уникален не только в краевой практике, но, возможно, и в российской. В план вошли действия всех органов власти по корректировке существующих, внедрению новых программ развития по каждой отрасли и мероприятия, особо значимые для каждого направления.

Можете оценить экономические итоги работы новой управленческой команды?

Валерий Зеренков: По итогам развития края за девять месяцев текущего года немало хороших результатов. Например, Ставрополье восстановило свои показатели промышленного производства. С минувшей зимы регион отставал от прошлогоднего объема из-за аварии на заводе "Ставролен". Сейчас этот перекос выправлен, даже чуть-чуть, примерно на процент, превысили прошлогодний уровень.

Хороший прирост получили по инвестициям - более 17 процентов. Прогнозируется, что объем вливаний в основной капитал за счет всех источников в нынешнем году, по оценке, составит 126,7 миллиарда рублей: на десять процентов больше уровня 2011 года. В строительной отрасли объем выполненных работ вырос на 9,8 процента.

Но меня больше всего радуют другие строчки - рост средней зарплаты в крае. В реальном выражении она увеличилась на 12,2 процента в сравнении с январем-сентябрем 2011 года.

В соответствии с майскими указами президента страны сейчас держим курс на повышение зарплат в социальной сфере. Скоро будут новые увеличения выплат. Надеюсь, вместе с ростом в экономике все это закрепит положительную динамику прироста трудовых доходов ставропольцев.

Стоит добавить, что проект краевого бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов принципиально сверстан бездефицитным. Наш главный финансовый документ по-прежнему несет в себе очень серьезную социальную составляющую. В будущем году объем ассигнований на выполнение краевых социальных обязательств должен увеличиться на четыре миллиарда рублей. А в целом за три года - более чем на десять миллиардов.

По нашим планам, финансирование отрасли здравоохранения с 2012 по 2015 год вырастет на 2,7 миллиарда рублей, образования - на 4,3 миллиарда, расходы на социальную политику - на 3,4 миллиарда.

Значительные ресурсы по-прежнему направляются на инвестиционную составляющую. В 2013 году расходы на краевую адресную инвестиционную программу составят почти пять миллиардов рублей.

А что можно назвать главным "минусом" прошедшего периода?

Валерий Зеренков: Очень существенно мы снизили темпы по сельскохозяйственному производству, почти на 20 процентов. Здесь "заслуга", конечно, принадлежит засухе и другим погодным испытаниям, которые краю пришлось пережить в текущем году. Но для селян это еще один урок - надо заранее "подстилать соломку" и страховать урожай.

Мы сегодня нацелены на активное продвижение такой формы поддержки аграриев. В 2012 году в регионе на субсидии по данной статье направлен 671 миллион рублей - максимум за последние годы. И, чтобы сделать механизм доступнее, я внес ряд предложений на федеральный уровень на заседании правительства России в октябре. Они касаются установления различного "порога" наступления страхового случая для субъектов России с учетом их особенностей, повышения квалификации региональных экспертов по подтверждению страхового случая и определению размера ущерба.

Это нужно, чтобы решения о помощи принимались и взвешенно, и быстро. Надеемся, нас поддержат.

Теперь об инвестициях. За счет чего удалось так весомо увеличить их приток? На чем сегодня основывается краевая инвестиционная политика?

Валерий Зеренков: Начну со второй части вопроса. Основная задача, которую сразу поставил перед своей командой, - совместить цели модернизации экономики с решением социальных проблем.

Сейчас в стадии проработки находится проект нового закона о государственно-частном партнерстве. Это один из прогрессивных механизмов реализации наших планов, учитывающих баланс интересов государства и инвестора. На сегодняшний день уже наметились направления, где можно его использовать максимально эффективно: транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, система внедрения инноваций. Прежний подобный документ, принятый в крае несколько лет назад, увы, оказался нежизнеспособен, с его помощью не было заключено ни одного соглашения.

Внесены изменения в закон о налоге на имущество организаций: введены новые налоговые льготы для инвесторов, реализующих проекты на территории края и заключивших в установленном порядке инвестсоглашения.

Подготовлен проект закона, который устанавливает понятие "особо значимый инвестиционный проект", вводит понятие "Инвестиционный фонд края" и устанавливает новую форму господдержки - предоставление бюджетных ассигнований регионального Инвестфонда.

В общем, сегодня мы активно идем навстречу тем, кто хочет работать на Ставрополье, с одним лишь условием - проекты не должны идти вразрез со стратегией развития края.

К слову, в краевом реестре сегодня насчитывается две тысячи проектов. У них самые разные сферы применения, разный масштаб - от федерального до поселенческого уровня. Из этих проектов 100 - ключевые стоимостью примерно 375 миллиардов рублей.

На последнем инвестиционном форуме в Сочи в рамках экспозиции мы представили десять "самых-самых" проектов на 250 миллиардов рублей. Они продемонстрировали всем гостям и участникам площадки потенциал края в области развития агропромышленного, туристско-рекреационного и строительного комплексов, а также в инновационной сфере и в плане создания региональных парков.

Всего наша делегация провела более 300 важнейших встреч и переговоров. По итогам форума ожидаем более 190 миллиардов рублей инвестиций в течение ближайших двух-трех лет.

Но, согласитесь, принятия одних законов и участия в форумах мало. Инвесторы сегодня идут туда, где безопасно, стабильно и нет вражды ни на межнациональном, ни на межконфессиональном уровне. Как можно оценить обстановку на Ставрополье сейчас, особенно после скандала, связанного с ношением хиджабов в школах?

Валерий Зеренков: Если вы намекаете на то, что ситуация с хиджабами каким-то образом расшатала обстановку в крае, то готов сразу заявить: это не так. Вопрос находился в поле правовой неурегулированности, а не в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.

Моя позиция была однозначной: образование в нашей светской стране должно оставаться светским, и не надо превращать школу в площадку демонстрации тех или иных религиозных обычаев, поэтому мы подготовили постановление правительства края, закрепляющее основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конечно, Ставрополье - многонациональный, многоконфессиональный регион. Поэтому разрабатываем и комплекс профилактических мер, чтобы подобные ситуации не повторялись. Опыт по улаживанию конфликтов у нас уже есть.

В регионе реализуется краевая целевая программа по гармонизации межнациональных отношений на 2012-2015 годы, в нынешнем году продолжена работа по совершенствованию многоуровневой диалоговой системы совещательно-консультативных органов.

На краевом уровне это - совет при губернаторе по вопросам межэтнических отношений и Совет атаманов казачьих обществ и общественных объединений, а также краевой молодежный этнический совет. На уровне муниципальных районов и городских округов сформировано 26 этнических советов, на местах созданы и работают 279 советов мира и дружбы.

Жители поселений получили возможность свободно высказывать свои проблемы, минуя административно-бюрократические барьеры, а для глав муниципальных образований появилась еще одна открытая площадка для диалога с местным населением.

Очень хорошо задействуем молодежь. Самая масштабная площадка - это, конечно, всекавказский лагерь "Машук", который ежегодно проходит в Пятигорске.

Сегодня в крае планируется проведение первого Кавказского форума Всемирного Русского Народного Собора. Уверен, это только укрепит большую роль Ставрополья в консолидации общества в регионе.

Крепче станет и репутация Ставрополья как благополучной территории, где комфортно работать, куда выгодно инвестировать.