МВД: Воронежцы чаще стали гибнуть на дорогах

Вздохи о транспортном коллапсе вошли в привычку: пробки на улицах утром, вечером и в обед, пешеходы в опасности даже на "зебрах". Можно ли снять с горожан хоть часть этого напряжения?

Хочу и еду

Как бы ни были забиты машинами улицы Воронежа, трудно отказать себе в удовольствии стоять в "пробке" в личном авто. Тем более что общественным транспортом из некоторых точек города не уехать.

- Если принять для ровного счета, что миллионный житель у нас уже родился, и вычесть несовершеннолетних и пожилых, то выйдет, что автомобиль есть едва ли не у каждого трудоспособного воронежца, - вычленил корень зла начальник городского УМВД Владимир Котов. - Плюс ведомственные авто и машины селян, работающих в Воронеже.

Пока дорожники мечтают ограничить въезд транспорта в центр, архитекторы разрешают строить там "элитное" жилье, офисные и торгово-развлекательные центры, куда люди не намерены добираться пешком. Стоянки же возле новых объектов несуразно малы.

- Граждане паркуются где попало, усугубляя заторы. В случае ДТП блокируется целая полоса движения. Есть улицы, которые "встают" во время дождя: канализация не справляется, - пояснил начальник УГИБДД по Воронежу Дмитрий Сафонов. - Падает скорость транспортного потока и из-за несвоевременного ремонта проезжей части. После раскопок полотно порой восстанавливают кое-как, образуются провалы. Пора вносить в мэрию очередное представление об устранении опасных дорожных условий.

Увы, в бюджете Воронежа отдельной строки на содержание улично-дорожной сети нет.

В 2011-2012 годах были реконструированы главные улицы. Но особых улучшений в УГИБДД не заметили. Следовало перенести остановки, снабдить их заездными карманами и поставить на разделительной полосе бордюры. Пока же, подчеркнул Дмитрий Сафонов, городское управление дорожного хозяйства лишь внесло непродуманное предложение по установке светофоров на нерегулируемых переходах. "Пробок" может стать только больше.

- Мы указывали мэрии на то, что коммунальная техника выходит убирать улицы в утренние часы пик. Улучшений не видно. Дорожники, коммунальщики и структуры, ответственные за пассажирские перевозки, действуют несогласованно, - добавил начальник УГИБДД. - Принята единая схема применения технических средств организации дорожного движения, но она не решает проблему "пробок". Надеемся с помощью гордумы хотя бы запретить разгрузку фур возле ТЦ с 6 до 23 часов. А мэрии предлагаем заключить договор на содержание парковок возле объектов сервиса и торговли с владельцами этих точек. Ваши клиенты ставят машины - вы и условия им создавайте. В центре можно сделать парковки платными.

Комиссары не в почете

За день в городе происходит больше ста ДТП. Иногда до 200 доходит. Чаще всего водители врезаются в другие авто и сбивают людей. Ждать инспекторов ДПС приходится по многу часов, и вокруг места аварии образуется плотный затор.

- Батальон ДПС - более 300 человек - всю смену занят только оформлением материалов по ДТП, - сообщил начальник городской полиции Владимир Котов. - Причем в 80 процентах случаев речь идет о незначительном повреждении, при котором водители могут сами нарисовать схему. Но люди либо договориться не могут, либо не надеются на себя и предпочитают дожидаться "гаишников". А "аварийных комиссаров" из страховых компаний не вызывают. Да, доверия к этой службе мало. Но не странно ли, что мы платим за полис и не требуем по нему обслуживания? Иногда люди вызывают для верности и комиссара, и инспектора, так еще и спорят с обоими!

В Воронеже, как и в других городах, оформлять схемы ДТП с малым ущербом уполномочена также коммерческая "Дежурная служба". Но горожане склонны экономить деньги, а не проведенное в ожидании время.

Коммунальная техника выходит убирать улицы в утренние часы пик

Отдельная тема - инвалиды, собирающие милостыню на перекрестках. Водители притормаживают, чтобы их не покалечить, и усугубляют "пробку". В общественном совете при городском УМВД полагали, что убирать попрошаек с проезжей части - долг полицейских. Но, по словам начальника ведомства Владимира Котова, эффекта от задержаний мало:

- Инспекторы каждый день доставляют нищих в райотделы. Так водители еще и протестуют! На мобильник снимают, какие бессердечные полицейские. Мы вправе только акт о нарушении ПДД составить и задержать "нищего" на три часа для установления личности. А потом деть его некуда, человек опять идет на дорогу зарабатывать. Это проблема общества, а не полиции. Инвалиды побираются на перекрестках до тех пор, пока водители им там кидают деньги. Перестаньте это делать - нищие переместятся на тротуар, где не создают опасности. Сердобольным людям никто не мешает создать фонд помощи нищим - мойте, лечите, кормите, создайте приют. Мы - "за".

Без тормозов

За девять месяцев текущего года на дорогах Воронежа погибло 65 человек - на 40 процентов больше, чем в 2011-м. Более половины - пешеходы, причем каждый второй переходил проезжую часть в неположенном месте. На этом было поймано свыше 12 тысяч человек, или десятая доля воронежских нарушителей ПДД. Водителей, не пожелавших пропустить людей на переходе, в сводках меньше (около 3,7 тысячи).

Столкновениям "двуногих" и "четырехколесных" способствует, помимо их нигилизма, хаос с дорожными знаками и разметкой. Осенью и весной многие "зебры" оказываются стертыми, из-за ремонта проезжей части временно исчезают "островки безопасности", бордюры и турникеты. Весной сотрудники УГИБДД установили, что не соответствуют нормативам более половины пешеходных переходов в городе. Из них 25 мэрия ликвидировала по решению суда - но где-то сохранились остатки "зебры", где-то - разрывы в ограждении. Воронежцев могут остановить только заборы (люди пересекают дорогу там, где привыкли) и - иногда - красный свет (светофоры на крупных улицах предлагается на ночь не выключать).

- Еще один наш бич - пьяные водители, - продолжил Владимир Котов. - В день задерживаем по 10-15 таких потенциальных убийц. Никаких 0,3 промилле им разрешать нельзя! Выпил - садись в такси. Автомобилисты стали просто неадекватными. А тем, кто видит их выкрутасы на дороге, не приходит в голову позвонить в полицию.

Самый опасный участок

В том, что на улице Антонова-Овсеенко в районе авторынка нужен регулируемый пешеходный переход, несколько месяцев убеждает мэрию региональный уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская. ДТП здесь происходят постоянно, и в 2009-м владельцы соседних гаражей (а их более 2,6 тысячи) обустроили переход на свои деньги. Все было согласовано с ГИБДД и властями. Однако через пару лет дорогу стали расширять, и переход исчез вместе с их светофором. Люди пересекают трассу с риском для жизни, к ближайшему переходу можно пробраться только по проезжей части либо по рельсам. После реконструкции "зебра" должна появиться, но возвращать "частный" светофор чиновники не намерены - мол, пешеходов на этом участке не так много. Однако пока пешеходный переход не регулируется, водители его не замечают: дорога новая, ровная... С сентября на Антонова-Овсеенко погибло четверо воронежцев, несколько человек получили травмы. Все пересекали улицу по правилам.

Дежурство для "чайника"

Учащихся автошкол сделают понятыми

Чтобы повысить культуру вождения, автошколам Воронежа предлагают направлять учащихся на практику в ГИБДД: подежурив с инспекторами, "чайники" увидят типовые нарушения правил езды и их последствия, а также помогут при задержании горе-автомобилистов в качестве понятых. А водителей маршруток в городе теперь набирают только после консультаций с "гаишниками" - чтобы отсечь тех, кто "на заметке".