Минимальная "дыра" в финансах рисуется для Зауралья. Чуть больше двух миллиардов рублей - это почти в восемь раз меньше, чем у свердловчан и впятеро по сравнению с челябинцами. Впрочем, с учетом разницы величин самих бюджетов и эта сумма для Курганской области представляется весьма существенной - практически 15 процентов от собственных доходов.
Надо сказать, что эта тенденция вполне отчетливо обозначилась уже давно. Так, в Свердловской области формируют бюджет с дефицитом не первый год. Кстати, если на 2012-й изначально предполагалась "недостача" на уровне 11,5 миллиарда рублей, то в течение года сумма выросла до 14,5 миллиарда. В Тюменской области вследствие сокращения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) ситуация явно обещает развиваться в том же направлении.
- 2013 год - последний, когда мы получаем компенсацию выпадающих доходов в связи с централизацией НДПИ, и дальше нам приходится рассчитывать на свои силы, - констатирует заместитель губернатора, директор департамента финансов Татьяна Крупина.
В результате перераспределения налогов предмет зависти финансистов из других субъектов Уральского округа - соотношение расходов на "социалку" и развитие региона в пропорции 40 на 60 - окажется в прошлом. И тюменский бюджет тоже примет "социальный характер", чем несколько вынужденно гордятся сегодня в других регионах. Так, расходы социального характера в Свердловской, Челябинской и Курганской областях запланированы соответственно в объеме 70, 67 и 60 процентов от общей суммы бюджетных трат. А это, по выражению главы финансового ведомства Свердловской области Галины Кулаченко, не бюджет развития, а бюджет проедания.
С чем связана такая "жизнь не по средствам"? В Челябинской области при планировании доходной части решено было взять за основу представленный минэкономразвития пессимистический или, как его аккуратно называют, "умеренный" прогноз развития экономики. Согласно этому документу рост ВРП прогнозируется в размере 3,4 процента против "оптимистичных" 4,9, а индекс промышленного производства оценивается в 103,1 вместо 105,4 процента. Причем ряд экспертов считает и эти цифры завышенными.
- Интересно, что главный финансовый документ региона несколько противоречит прогнозному плану развития, - считает руководитель НОЦ развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и Челябинского госуниверситета Сергей Гордеев. - Прогнозный ВРП растет почти на 4 процента, а доходы бюджета - на 2. Поэтому бюджет реалистичнее прогноза, на котором якобы базируется, и более сбалансирован по сравнению с предшествующими годами. Разумеется, если удастся обеспечить эффективный контроль за его исполнением.
Но самое главное в проекте бюджета Южного Урала - это переход от адресованного главным образом федеральному центру оптимизма к объективной оценке экономических реалий. И это тоже тенденция, но уже обнадеживающая. Потому что напряженный бюджет лучше, чем заведомо не выполнимый.