"РГ" выяснила, как в Тюмени приводят в порядок "культурный" жилфонд

В Тюменской области 503 семьи, приватизировавшие в свое время квартиры в зданиях, признанных объектами культурного наследия, оказались в очень непростой ситуации. 11 из 86 исторических многоквартирников сегодня в таком состоянии, что жить в них просто опасно. Но поскольку сносить памятники, будь они хоть трижды аварийные, нельзя, законных оснований для переселения их жителей в новые квартиры у местных властей нет. Как нет и возможности помочь им с ремонтом: по закону содержание подобных объектов и их восстановление полностью возложено на собственников. Очевидно, решать проблему, возникшую из-за пробела в федеральном законодательстве, придется за счет региональных ресурсов.

Под окнами у власти

От бывшей усадьбы мещан Ивановых, что по улице Водопроводной в Тюмени, до здания областного правительства всего около сотни метров. Но стоит ступить во двор двухэтажного, украшенного резными наличниками деревянного особняка, как цивилизации будто не бывало.

- Под боком у власти, а живем хуже, чем в деревне, - даже туалет на улице, - с обидой говорит хозяйка одной из квартир. - Из всех благ только холодная вода. Печки топим дровами. Стены промерзают. Нам говорят: чего жалуетесь, за коммунальные услуги зато почти не платите. Как же не платим, если машина дров стоит 9 тысяч.

Как утверждают жильцы, серьезного ремонта этот вековой объект деревянного зодчества не видел уже больше сорока лет. Все, что удалось выпросить у города и управляющей компании за эти годы, - новые кровля и сени. Прежние провалились в землю так, что электрическую проводку вырвало из стен. Замкни тогда провода, не избежать бы беды. Сейчас спать спокойно жильцам не дают прохудившиеся дымоходы. Восстанавливать их - значит разбирать крышу, менять сгнившие балки. У жильцов денег на это нет.  Уже много лет они просят позволить им убрать печи и провести центральное отопление.

- По соседству точно такие же памятники, только в муниципальной собственности. В свое время их отреставрировали и передали в аренду предпринимателям - под офисы, рестораны.  Там печи убрали, а нам не дают, - сетуют жильцы.

Повод для проверки

За право жить в человеческих условиях борются обитатели "культурных" домов не только областного центра.

- Вы стены пощупайте: не просыхают - грунтовые воды близко. Вода со всей округи течет под наш дом, он пропитан насквозь, и никому дела нет. Зданию 101 год - строили для работников железной дороги, и ни одного капитального ремонта за все время не было, - жалуется жительница Ялуторовска Людмила Петрова.

Запах сырости ударяет в нос с порога. Куски обоев едва держатся на стенах. Потолки почти черные, будто после пожара, но это плесень. Она в этом доме повсюду - на потолке, стенах, мебели, даже на одежде жителей.

- Уже шестеро соседей заработали туберкулез, двоих похоронили, - сокрушается хозяйка.

Условия быта в памятнике истории доисторические: удобства на улице, колонка в переулке через дорогу. Батареи еле греют, помыться негде. Билет в баню стоит 80 рублей. При этом счет за коммунальные услуги приходит почти на 1600 рублей - это за 38 квадратов жилой площади, с обидой говорит Людмила Петрова. В квитках же каких только расходов нет: капитальный и текущий ремонт, техсодержание, обслуживание внутридомовых инженерных сетей…

- В реальности оказывается только одна услуга - вывоз мусора. И делают это два раза в год.  Все остальное время куча отходов гниет во дворе дома. В ответ на претензии нам говорят: зачем вы вообще покупали здесь квартиры? - возмущается Татьяна из первого подъезда.

Объектом культурного наследия это кирпичное станционное здание, стоящее в нескольких шагах от железнодорожного вокзала, признали в 2002 году. Эксперты усмотрели ценность во внешней архитектуре дома, декоративной фасадной отделке, ризалитах, подъездах с козырьками. Вот только обитателям аварийного десятиквартирника от этих архитектурных изысков ничуть не легче. Кладка рушится, пол в подъездах проваливается.  Жильцы даже не могут добиться элементарного - установки водостоков. Свисающие по всему периметру крыши едва ли не метровые сосульки заставляют опасливо озираться.

Нынешним летом терпение жильцов лопнуло, они обратились за помощью к депутату Государственной думы. Написанное в порыве отчаяния коллективное письмо стало поводом для масштабной прокурорской проверки. Выяснилось, что на момент приватизации дом уже нуждался в реставрации, поэтому прокуратура подала иск к администрации Ялуторовска. 

- По закону "О приватизации жилищного фонда" за органами местного самоуправления сохраняется обязанность по проведению восстановительных и реставрационных работ, если они не были проведены на момент передачи квартир в собственность граждан, - комментирует прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Алла Белоусова.

Однако жильцы от ремонта отказываются и об этом уже заявили на беседе в суде. Даже если поменять крышу, сделать отмостки и побелить фасады, проблема не решится, уверены они.  От сырости фундамент пришел в негодность, здание уходит в землю. Износ - 70 процентов. По закону капитальный ремонт нецелесообразен, настаивают люди. Но пока им отвечают, что это не их случай.

Наличники мешают

Власти разводят руками - таковы законы.

- Бывает, что рядом стоят три аварийных дома, два из них сносят, жильцам дают новое жилье, а третий, который когда-то из-за красивых наличников признали объектом культурного наследия, продолжает стоять. Такие объекты не вписываются в существующую программу сноса ветхого и аварийного жилья, - поясняет председатель комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области Игорь Козлов.

Нельзя включать памятники и в программы по ремонту многоквартирных домов - вот такой парадокс. Ситуацию усложняет то, что делать ремонт в жилых домах-памятниках можно лишь с разрешения и под контролем государственных органов, предварительно разработав и утвердив проект. За ремонт без согласования - штраф от 10 до 30 тысяч рублей. К тому же проводить реставрацию могут лишь фирмы, имеющие специальную лицензию, каковых в Тюменской области всего около двух десятков. Хотя власти утверждают, что готовы идти на уступки.

- Если затрагивается конструктивная основа здания, ремонт действительно вправе проводить только лицензированная организация и только при наличии проекта. Обычный косметический ремонт могут выполнить и сами УК. Мы готовы решать эти вопросы индивидуально для каждого дома, вот только управляющие компании почему-то к нам не обращаются. Жильцы жалуются на то, что УК собирают деньги, а ремонт не делают, ссылаясь на отсутствие специальных  лицензий, - говорит Игорь Козлов.

В ряде случаев, признаются чиновники, было бы проще снять с дома статус культурного объекта и отремонтировать в рамках существующих госпрограмм, что будет и быстрее, и дешевле. Однако для этого надо доказать, что объект больше не представляет культурной и исторической ценности. Маловероятно, что кто-то из экспертов возьмет на себя ответственность за такое решение, говорят специалисты.

Написать программу

Однако есть надежда, что проблему жилых домов-памятников в регионе все же удастся решить. После проверки областная прокуратура направила в адрес губернатора информацию о том, как реализуются, а точнее, нарушаются права людей на комфортное проживание в "культурных" домах.

- Наша задача - не просто подавать иски. Необходимо найти деньги на исполнение выдвигаемых требований, а это возможно только в рамках какой-либо программы. Именно поэтому прокуратура выступила с инициативой принятия правового акта, который бы защищал права граждан, живущих в домах-памятниках, - говорит Алла Белоусова.

И процесс, судя по всему, пошел.

- Уже разработаны проекты поправок в действующие нормативные документы. На днях они переданы на экспертизу. Мы понимаем, что проблема назрела, и решать ее придется за счет бюджета, потому что других вариантов нет. Сейчас аварийных домов 11, а через пару лет их может стать вдвое больше. Многие дома на момент передачи жильцам уже нуждались в капитальном ремонте, а значит, если вопрос принципиально не решить, муниципалитеты ожидает волна судебных исков, - отмечает Игорь Козлов.

По его словам, на приведение "культурного" жилфонда в порядок требуется около 800 миллионов рублей: в каждый из разваливающихся памятников необходимо вложить от 10 до 30 миллионов. В большинстве случаев жильцов на время реконструкции придется выселять, так как требуется менять перекрытия, перекатывать венцы. А значит, надо еще и позаботиться о маневренном фонде.

- Если наши предложения получат поддержку, то по каждому из домов необходимо будет выработать свой алгоритм действий, - поясняет Козлов. - Прежде всего выяснить, хотят ли люди переехать. Если будет принято решение забрать эти дома в муниципальную собственность, нужно будет сразу решить, под что именно. Есть дома, в которые арендаторы не пойдут. Разработка проектов, согласования, экспертизы - все это сложные и длительные процедуры. В целом с момента принятия решения по конкретному дому до начала реставрационных работ может пройти год-полтора.

Комментарий

Алла Белоусова, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области:

- Когда стояла задача выявить объекты культурного наследия, никто не задумывался, каким образом они потом будут ремонтироваться. Правовое поле в системе ЖКХ только начинало формироваться, и подобные вопросы никто не поднимал. Многие собственники даже не были уведомлены о том, что их жилье признано объектом культурного наследия. И сейчас возлагать все это бремя на плечи граждан, на взгляд прокуратуры, неправильно. Между тем проверка показала, что должного внимания проблеме реставрации и капитального ремонта таких домов в регионе не уделяется. Это приводит не только к угрозе утраты объектов культурного наследия, но и к созданию невыносимых условий для проживания людей. Считаю, что власти региона должны помочь людям, разработав систему мер финансовой и правовой поддержки. Такая практика уже есть. Правительством Москвы в июне этого года принят нормативный акт, согласно которому собственники многоквартирных домов - объектов культурного наследия наравне с собственниками обычных домов теперь могут получать субсидии на капитальный ремонт. Полагаю, что Тюменской области следует пойти по такому же пути. Тем более что в подобных домах живут преимущественно категории граждан, больше других нуждающиеся в поддержке со стороны государства.