Новости

30.11.2012 00:23
Рубрика: Культура

Сочувствуя Раскольникову

В "РГ" прошел показ фильма об Эдуарде Артемьеве
Раскрывая секрет, как обычно замкнутый и скромный Артемьев согласился на съемку и рассказ о себе, режиссер Олеся Фокина поделилась, что, прежде чем доверительно общаться с человеком, его нужно всем сердцем полюбить. После просмотра становится ясно, что других эмоций композитор вызывать просто не может. Безмятежность и спокойствие - сродни святости - чувствуются в его задумчивом взгляде и в каждом взвешенном слове.

Эдуард Николаевич Артемьев - человек, без которого кино Тарковского, Кончаловского, Михалкова, Абдрашитова и многих других режиссеров могло бы иметь для нас совершенно иной смысл. Его композиции звучат более чем в двухстах фильмах отечественных и зарубежных режиссеров. Кроме того, Артемьева смело можно назвать основоположником электронной музыки в стране, поскольку он один из первых начал осваивать такой музыкальный интсрумент, как синтезатор. Это человек неутомимой энергии и работоспособности, который до сих пор может создавать, не отвлекаясь, часами, и даже, отдыхая на даче, закрывает порой глаза и что-то напевает про себя, перебирая пальцами воображаемую клавиатуру.

Но все же главным произведением своей жизни он считает оперу "Преступление и наказание". В фильме показано, как трудно давалось оно композитору, поскольку эмоции самого произведения часто давили на него. Раскольников для Артемьева - персонаж глубоко несчастный. И самое большое его горе заключается в том, что общественность может простить совершенные злодеяния, но он сам себе никогда не простит. При всей грандиозности проекта и усилиях, вложенных в него, оперу до сих пор так и не поставили ни в одном театре. Лишь энтузиазм Олеси Фокиной помог сделать импровизированное выступление актеров одного драматического кружка прямо на Старом Арбате. Несмотря на проливной дождь, Артемьев с женой сам задумчиво и с благодарностью наблюдал за молодыми артистами.

Подготовка документального фильма заняла год. 75 лет великого человека уложены всего в пятьдесят минут. Но при этом зритель имеет возможность проследить весь жизненный путь композитора, его рождение, взлеты и боль за мечту, которую так и не удалось осуществить. "Я постоянно думаю о том, что времени осталось в обрез, - говорит Эдуард Николаевич, - и что я ничего не успеваю. Но я стараюсь успеть". Вся жизнь Эдуарда Артемьева сводится к этому постулату. Но если он считает, что делает мало, многие из нас, получается, в жизни вообще не сделают ничего.