- Мы безмерно счастливы и горды тем, что уникальное творение оказалось на московской земле, - заявила на презентации в посольстве Италии (презентация состоялась в день прибытия "Кодекса" в Москву 29 ноября) директор Пушкинского музея Ирина Антонова. - Нет другого человека в мировой культуре, который бы так глубоко поразил своими талантами современников и продолжает поражать нас сегодня. Художник, архитектор, скульптор, биолог, конструктор - и все это один человек, один гений - Леонардо да Винчи.
В начале 16 века Леонардо сооружал летательные аппараты и испытывал их в своей мастерской. Он пытался выяснить, каким образом пилот может махать механическими крыльями с такой силой и быстротой, чтобы сжать воздух под ними и подняться вверх. Для этих опытов он сконструировал различные виды крыльев, прообразом для которых послужили крылья птиц, летучих мышей и летучих рыб.
Он проводил долгие часы на окружающих Флоренцию холмах близ Фьезоле, наблюдая за поведением птиц в полете. Итогом наблюдений стали записные книжки, заполненные рисунками и замечаниями. Леонардо анализировал поворотные маневры птиц, их способность сохранять равновесие на ветру. Его целью было сконструировать летательный аппарат, способный, подобно птицам, парить в воздухе, взлетать и опускаться.
Так родился его знаменитый "Кодекс о полете птиц", с множеством великолепных рисунков птиц в полете, а также сложных механизмов, имитирующих их точные движения.
Можно предположить, что записки Леонардо были известны немецкому инженеру Отто Лилиенталю, первому человеку, совершившему полет на параплане, прообраз которого интуитивно начертал Леонардо в своем "Кодексе". Известно, что братья Райт, совершившие успешный полет на моторной крылатой машине в 1903 году, ранее неоднократно испытывали подобные парапланы.
То же можно утверждать об Аллене Брайане из калифорнийской Пасадены - несколько лет спустя он продемонстрировал, что мышечной силы человека вполне достаточно, чтобы привести в движение летательный аппарат, то есть именно то, что пятью веками ранее вывел Леонардо в этой небольшой тетрадке. По всей видимости, и сам Леонардо не раз и не два предпринимал попытки полета. Об этом говорят его собственные записи, а также другие свидетельства.
В биографии "Кодекса", между прочим, есть и российская страница. И очень яркая. Выходец из купеческой семьи из сибирского города Кяхта Федор Сабашников приобрел средневековую тетрадь в 1892 году на аукционе в Лондоне, а год спустя напечатал первую факсимильную копию "Кодекса о полете птиц", посвятив ее Королеве Италии Маргарите Савойской. Именно тогда впервые в истории рукопись Леонардо увидела свет как печатное издание. В том же 1893 году Сабашников преподнес манускрипт в дар королю Италии Умберто I.
- Спустя сто девятнадцать лет в память об этом и в знак глубокой признательности мы показываем "Кодекс о полете птиц" в Москве и посвящаем показ всем россиянам, любящим Италию, - сказал на презентации "Кодекса" посол Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди.
Прибытие рукописи в Пушкинский музей сопровождается еще одной яркой деталью. Впервые в истории выпущено факсимильное издание "Кодекса" специально для России, со вступительным словом на русском языке. Тираж издания весьма ограничен, но тем, пожалуй, и ценен. Специально для читателей "РГ" мы воспроизводим некоторые страницы творения гениального Леонардо - чтобы вы могли увидеть его почерк, его рисунки и приобщиться к эпохе Леонардо - той эпохе, когда человек еще не мог подниматься в небо, к птицам, но уже мечтал об этом и делал к небу и птицам первые шаги.