По словам депутата Госдумы от Бурятии Михаила Слипенчука, закон об охране озера Байкал, принятый в 1999 году, не защищает озеро, а создает еще больше проблем. Закон нужно грамотно изменить. Когда закон создавался в Москве, его авторы не видели принципиальной разницы между территориями вокруг озера. Следствием этого стало, например, строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, каскада ангарских ГЭС. Когда закон приняли, ввели ряд ограничительных мер, но не было учтено, что на этой земле живут люди, которые теперь не могут ловить рыбу и расширить границы поселений.
Поправки, которые на сей раз предлагает правительство, запрещают на Байкальской природной территории строительство, расширение и реконструкцию хозяйственных объектов без одобрения государственной экологической экспертизы.
Поправками также определяются четкие границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал. Предусматривается запрет на размещение отходов производства и потребления 1-3 классов опасности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и захоронение отходов в границах прилегающей к озеру Байкал водоохранной зоны.
Главная угроза Байкалу исходит от Байкальского ЦБК. Производство целлюлозы и бумаги было едва ли не самым плохим выбором для размещения на берегах Байкала. Сток завода, больше чем 200 тыс. кубометров сточных вод в сутки, эквивалентен стокам от города с населением в полмиллиона человек. Для отбеливания целлюлозы БЦБК применяет устаревший процесс, использует хлор. Отходы этого процесса содержат органохлориды - вещества, которые не встречаются в природе, многие из которых являются крайне опасными. Среди них самые опасные - диоксины, представляющие собой долговечные химические соединения, которые даже в очень малых количествах подавляют иммунную и репродуктивную системы живых организмов. Сточные воды БЦБК включают также лигнин, фенолы, сульфаты, нитраты и ртуть.
Комбинат то закрывают, то открывают - в зависимости от ситуации на рынке целлюлозы. Но реальные шаги по "обезвреживанию" этого комбината не предпринимаются. Между тем исследования, проведенные СО РАН совместно с Высшей школой экономики, свидетельствуют о том, что производство целлюлозы в любом варианте на БЦБК нерентабельно. Зато производство стройматериалов, мебели и готовых деревянных домов может рассчитывать на хорошую и быструю окупаемость, является экономически эффективным и решает все экономические, социальные и экологические задачи.
Сегодня экологическая ситуация в районе Байкала ухудшается: горят и вырубаются леса, застроены берега - некогда жемчужины западного берега Байкала - бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором.
Председатель Общественного совета при Ростехнадзоре, член- корреспондент РАН Владимир Грачев однако полагает, что пока дно Байкала на большом протяжении чистое. Озеро самоочищается благодаря микрофауне, но, независимо от этого, нельзя допускать расположения на берегах грязных производств. Все электростанции нужно перевести на газ, чтобы они не жгли уголь и не отравляли кислотой живность в Байкале. Там надо развивать туризм.