05.12.2012 23:20
    Поделиться

    Замминистра культуры Григорий Ивлиев ответил директору ГИИ Дмитрию Трубочкину

    Во сколько обходится госбюджету институт искусствознания?

    В последнем номере "РГ" была опубликована статья директора Государственного института искусствоведения Дмитрия Трубочкина. По его словам, "во встрече с новым министерским начальством (имеется в виду Министерство культуры РФ. - Прим. ред.) директорам НИИ ясно дали понять, что за бюджетные деньги они должны делать то, что "актуально" с точки зрения современной культурной политики". Но где критерии "актуальности"? - задает вопрос автор статьи и заявляет, что искусствознание и госполитика - вещи принципиально разные. Мы получили оперативный ответ на эту статью статс-секретаря - заместителя министра культуры РФ Григория Ивлиева.

    ***

    В Министерстве культуры сложилась положительная практика обсуждения на рабочих группах общественного совета ежедневной работы и планов министерства. Самые яркие примеры - выбор концепции развития студии "Ленфильм", открытый конкурс на должность директора Росгосцирка, проект Государственного центра современного искусства, концепция музея-заповедника "Горки Ленинские" и т.д. Все обсуждения проходят в максимально открытом режиме, идёт прямая трансляция на сайт министерства, а записи потом выкладываются в сеть.

    Министр называет общественный совет "механизмом принятия правильных решений": мы не можем специалистов во всех нужных нам областях взять в штат министерства, но формат общественного совета позволяет привлечь их к работе.

    Министерство культуры полностью согласно с тем, что не только чиновники должны влиять на формирование научных планов - необходимо, как подчеркнул Президент на сентябрьском Совете по культуре и искусству, привлекать общественность к этому. В группу нашего общественного совета по науке и образованию входят общественные деятели и журналисты - Ольга Свиблова, директор и основатель не только Московского дома фотографии но и Школы Родченко, журналист Григорий Заславский, создатель института "Стрелка" Александр Мамут, и директора всех пяти наших НИИ, включая самого Дмитрия Трубочкина, естественно. Кроме того, ректоры и профессора творческих и гуманитарных вузов: Анатолий Смелянский - Школа-студия МХАТ, Карина Мелик-Пашаева - ГИТИС, Владимир Малышев - ВГИК, Александр Евменов - Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Дмитрий Бак, проректор РГГУ по научной работе, Юрий Григорян - руководитель учебных программ Института медиа, архитектуры и дизайна "стрелка", Екатерина Гениева, директор Библиотеки иностранной литературы им М.И.Рудомино, Владимир Толстой - советник Президента по культуре, представители Минобрнауки.

    Мы попросили коллег изучить деятельность и планы всех наших институтов, пожелания департаментов - проект госзадания - и помочь скорректировать программу их работы. Мы хотим создать полноценную систему науки и образования в культуре. Научные планы не должны формироваться в "башне из слоновой кости", в отрыве от нужд конкретных учреждений и профессиональных организаций. Иначе наука становится заложником личных карьер и графика зарубежных конференций в странах с теплым климатом. На примере Государственного института искусствознания, который возглавляет Дмитрий Трубочкин, это особенно хорошо видно:

    "История русского искусства" - уникальный научный долгострой: за 12 лет выпущено всего 2 тома (1-й и 14-й), следовательно, проект будет завершен к 2084 году. В итоговом отчете ГИИ за 2011г. написано, что "готов к печати" 21-й том, однако в течение 2012-го года он не увидел свет. В итоговых отчетах из года в год повторяются фразы о "реподготовке" 17-го тома, о "готовности к публикации" 1-й части 2-го тома, о "завершении работы" над 4-м томом - ни один из них не издан. Можно приблизительно подсчитать, во сколько проект обходится госбюджету. Согласно итоговым отчетам ГИИ, работа над "Историей русского искусства" - основное направления деятельности Отдела древнерусского искусства (12 ученых) и привлечены ещё около 40 сотрудников других отделов. Простым умножением годового фонда заработной на 12 лет получается сумма около 77 млн руб, то есть каждый том "Истории" уже обошелся государству в 1,2 млн долларов. Недавно руководство ГИИ объявило о запуске нового проекта: 60-томного издания о П.И.Чайковском. Если он будет реализовываться такими же темпами, как История русского искусства, то будет завершен к 2372 году, а сумму затрат можете подсчитать сами.

    "Свод памятников" - новые тома не выпускаются с 2009 г. Руководство института демонстрирует СМИ тома, выпущенные в самом начале 21го века при прежнем директоре, профессоре А.Комече. В течение последних лет Институт срывает установленные в стенах самого же ГИИ сроки выхода в свет третьей книги Владимирского тома, очередной книги Тверского тома, первой книги Костромского тома, Калужского тома, первой книги Рязанского тома. Кстати, даже изданные тома не переиздаются и давно стали библиографической редкостью, хотя остро необходимы профессиональному сообществу. При этом только в 2011 году Институт за счет госбюджета направил ответственного за выпуск этих томов в командировку по английским графствам с целью изучения замков и загородных домов. Тремя месяцами позже тот же ученый направлен руководством Института в командировку в Германию, где посетил около 20-ти городов с целью исследования специфики барокко и рококо в Европе. Судя по итоговому отчету Института, в ходе командировки собрано достаточно материала для выпуска нескольких томов о памятниках культуры Бранденбурга, Саксонии и Баварии, при этом выпуск томов по Рязанской, Тверской, Костромской областям оказался сорван.

    "История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века", руководство ГИИ сообщает об активной работе над ней, но новые тома не выходят с 2004 г. (8 лет), невзирая на оплачиваемые за счет бюджетных средств плановые командировки ученых института "в страны-носительницы стиля эпох" (Италия, Ватикан, Германия, Чехия, Австрия).

    Планы выпуска и темы научных статей сотрудников ГИИ часто определяются темами зарубежных конференций, семинаров и др. мероприятий. Так, только в 2011 году из бюджетных средств оплачены многократные командировки сотрудников института в страны Европы, в Турцию, в США и Японию. Никто не оспаривает необходимость участия наших учёных в мировой научной деятельности. Но рядом с этим впечатляющим списком зарубежных поездок ученых ГИИ удивляет перечень их публикаций в зарубежных СМИ в том же 2011 г. Здесь больше всего ссылок - 7 - на болгарские научные издания. Помимо этого, 2 публикации в британских изданиях, еще по одной в итальянском, швейцарском и эстонском изданиях.

    Даже беглого знакомства с планом научно-исследовательской деятельности Государственного института искусствознания достаточно для простого вывода: большинство тем, над которыми последние несколько лет трудится ГИИ, имеют ярко выраженный прикладной характер: "Изучение дворцов и загородных домов в Великобритании", "Очерки турецкой архитектуры", "Исследование творчества немецких авангардистов" или культуры танца Фламенко. Безусловно, тематика подобных исследований может и должна корректироваться, однако это никак не означает сворачивания серьезных исследований в сфере фундаментальной науки.

    Мы надеемся, что после обсуждения с коллегами план научно-исследовательских работ, выполняемых за счет госзадания, каждого нашего НИИ станет более актуальным и перспективным.

    Поделиться