Новости

04.12.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Возвращаются не все

Отток капиталов из России продолжает расти
Каждый субъект Федерации проводит свою инвестиционную политику. Но зачастую ставка делается не на конкретный эффект от инвестиций, а на конкуренцию за их "рекордные" объемы. Такая линия приводит к стагнации в привлечении прямых производственных капиталовложений. Это основные выводы форума "Конкурентоспособность российских регионов", организованного под патронатом правительства Москвы в рамках Долгосрочной интегрированной программы деловых партнерств "Россия-Европа: сотрудничество без границ".

Инвестиционная привлекательность регионов РФ.

Такие оценки подтверждаются инвестиционной динамикой. Как отмечалось на форуме, объем иностранных капиталовложений, поступивших в Россию за первые девять месяцев 2012 года (по последним данным Росстата), составил $ 114,5 млрд: это на 14,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Но, пожалуй, беспрецедентно то, что объем "погашенных" инвестиций, тех, которые сперва поступили, а затем были выведены, составил примерно 85% упомянутой суммы, то есть $ 99,7 млрд. Таким образом, объем "чистых" (точнее, оставшихся) инвестиций в российской экономике за девять месяцев 2012 года составил только $ 14,8 млрд. Лидерами по инвестированию в РФ в 2012-м оказались Голландия ($15,7 млрд), Республика Кипр ($ 11,8 млрд) и Великобритания ($ 10,6 млрд). Причем вложения Кипра - это в основном офшорное реинвестирование.

Как отметил Юрий Росляк, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, тенденции в динамике госбюджета пока не позволяют рассчитывать на крупные государственные капиталовложения. Поэтому, по его мнению, регионам придется более тщательно выстраивать политику по привлечению прямых инвестиций. Наиболее привлекательными направлениями этой политики, как полагает Росляк, является создание индустриальных парков и промышленных кластеров.

В то же время, по мнению Виктора Ермакова, руководителя Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, и многих других участников форума, в России пока нет государственной системы привлечения иностранных инвестиций в лице единого федерального органа. В регионах ощущается отсутствие достаточного количества специалистов по этим вопросам. Вдобавок у большинства предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса отсутствуют навыки качественной подготовки инвестпроектов, особенно для иностранных партнеров.

Но в ряде регионов эти вопросы успешно решаются. Так, министр Тульской области Андрей Спиридонов пояснил "РБГ", что "регион выделяется по темпам привлечения прямых инвестиций благодаря нескольким взаимосвязанным факторам: во-первых, это целостная инвестиционная политика, предусматривающая в первую очередь создание индустриальных парков в районе крупных промышленных центров и заблаговременное обеспечение этих парков всей инфраструктурой (Алексин, Новомосковск, Щёкино). А во-вторых, опора на многоотраслевую экономику области, включая ее курортно-туристический потенциал (например, район Краинка)".

Что касается региональной структуры внутренних и иностранных вложений в РФ, они концентрируются в основном в добывающих/сырьевых регионах (см. карту). Хотя, по данным Росстата, с середины 2011 г. проявляется тенденция к росту вложений в перерабатывающие отрасли (см. диаграмму на стр. 1).

В итоговой резолюции форума отмечено, в частности, что, несмотря на рост кредитования малого и среднего бизнеса с 2010 года, на практике его развитие не стало приоритетным направлением региональной политики. При этом значительная дифференциация уровня развития регионов становится препятствием в модернизации страны и снижает международную конкурентоспособность России. А дефицит госбюджета и ограниченных возможностей регионов по привлечению долгового финансирования дополняется ситуацией в банковском финансировании: система кредитно-финансовых институтов страны создана таким образом, что банки не в состоянии выдавать долгосрочные кредиты даже крупным предприятиям реального сектора. Капитализация российских банков по мировым нормам низка: они сориентированы на короткие (1-3 месяца) и даже сверхкороткие циклы кредитования торговых и спекулятивных операций. А в инвестиционной политике государства особое внимание должно быть уделено господдержке модернизации монопрофильных городов.

Власть бизнеса Экономика Финансы Инвестиции