Ровно год назад правительство попросило кинокомпании-лидеры, получающие финансирование в Фонде кино, определить критерии эффективности собственной работы. Лидеры решили, что главным критерием должна быть доля на рынке. Результаты 2012 года оказались неутешительными. Если в 2011 году государство направило в Фонд кино 3,2 млрд рублей и доля компаний-лидеров в валовых кассовых сборах была на уровне 9,5%, то в 2012-м бюджет вырос до 3,9 млрд рублей, а доля уменьшилась до 7,5%.
По словам продюсера Сергея Сельянова, в условиях существенных проблем на рынке, как связанных с кризисом, так с ним и не связанных, государство основной упор должно делать на опытные студии, которые добились стабильных результатов. Это вопрос экспертизы.
Компании должны определяться на базе выработанных критериев, а деньги распределяться на конкурсной основе. Возможны, например, двух-трехлетние программы для успешных, состоятельных компаний. Ведь не все кинокомпании стремятся производить по четыре-пять картин в год. Продолжать, как раньше, раздавать деньги кому попало глупо - нехорошо распылять бюджетные ресурсы. Ведь если вспомнить, то треть фильмов, снятых при государственной поддержке, вообще не выходила на экраны, про них никто ничего не знает, а еще треть - лучше бы и не выходила вообще.
Продюсер Наталья Иванова считает, что государственную поддержку должны получать не только компании-мейджоры, но и небольшие компании: "Государство должно поддерживать так называемый малый и средний бизнес, компании, которые стабильно работают на рынке, имеют в своем портфеле успешную фестивальную историю своих авторских фильмов, занимаются продвижением отечественного кино как в России, так и за рубежом". По мнению продюсера, такая поддержка может выделяться не только в виде субсидий на производство, но и в виде ассигнований на стадиях развития или завершения проекта. Такие меры приведут к развитию малобюджетного кино, а также дадут возможность молодым кинематографистам реализовывать свои творческие замыслы.
Как и какие правила будут работать начиная с 2013 года, станет ясно в конце декабря. Пока можно сказать лишь о главном - функции минкультуры и Фонда кино будут разграничены. За министерством по-прежнему сохраняется поддержка кинопроизводства, проката, показа фильмов (для детей и юношества, дебютных, авторских, экспериментальных, короткометражных, анимационных), а Фонд кино прежде всего займется поддержкой возможных коммерчески успешных игровых, документальных и анимационных кинопроектов.
Впрочем, это дело будущего, а пока в лидерах кинопроката по-прежнему американские фильмы, хотя эпизодически в прокате появляются и наши ленты, которые делают хорошие сборы. В октябре, например, наши прокатные компании выпустили на экраны кинотеатров 34 фильма. Общая касса кинопроката за этот период составила 73,99 млн долл., что на 35,1% больше, чем в сентябре.
При этом кассовые сборы российских фильмов в 2012 году продолжают оставаться катастрофически низкими. Всего за октябрь россияне купили в кассах кинотеатров 10 миллионов билетов, что на 32,2% больше, чем в сентябре. При этом средняя цена билета в октябре выросла по сравнению с сентябрем на 2% и составила 7,34 долл., или 228,5 руб.
В десятку самых кассовых картин месяца вошли: наша лента "Духless" -13,03 млн долл., американские "Монстры на каникулах" (мультик) - 10,68 млн долл., "007 координаты "Скайфолл" - 8,27 млн долл., "Паранормальное явление-4" - 5,97 млн долл., "Сайлент Хилл-2 в 3D" - 5,07 млн долл., "Заложница-2" - 4,09 млн долл. И другие американские ленты.
Отечественная драма "Духless" впервые в этом году возглавила список лидеров кинопроката за месяц. Кроме того, впервые в истории российская лента возглавила международную кассу в стартовый уик-энд среди всех новинок кинопроката, кроме США. Остальные четыре российские ленты, показанные в октябре, не окупили даже затрат на производство копий.
С января по октябрь 2012 года 52 отечественные картины заработали 146,27 млн долл. Это 14,4% общей кассы кинопроката России. Российские ленты в этом году посмотрели 15,5% всех посетителей кинотеатров.
По мнению члена правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Дмитрия Рудовского, востребованность российского кинопроизводства - это самая главная проблема кинематографа. Для того чтобы снимать качественное кино, соответствующее требованиям дня, необходимы соответствующие финансовые средства. Основная проблема в том, что фильмы не могут себя окупить и деньги, затраченные на их производство, не возвращаются. Поэтому в процессе кинопроизводства наши продюсеры стараются экономить и платить меньше актерам, режиссерам, всем другим специалистам, задействованным в съемочном процессе, потому что основная расходная часть - это гонорары творческой группе. С одной стороны, они справедливо за свою работу просят хорошее вознаграждение, с другой стороны, продюсеры не видят оснований эти деньги платить, потому что, какого бы уровня ни была эта работа, это не дает им кассу. В этом противоречии существует все кинопроизводство.
Есть множество и других проблем, связанных с кинопроизводством. Это не только творческий процесс, но еще и технический, и экономический, и юридический. Например, наша налоговая система не учитывает специфики кино и относится к нему как к любому другому производству.
Способствовать решению этих задач, по мнению эксперта, должны общественные организации кинематографистов, но у них пока не так много полномочий.
Нельзя сказать, что в стране ничего не делается для того, чтобы отечественное кино стало рентабельным. Сейчас предпринимаются шаги для развития цифровых кинозалов, в частности, снижены пошлины на ввоз в страну кинопроекционного оборудования, что снижает себестоимость при прокате картины, соответственно помогает продюсерам снижать общий бюджет на производство и прокат. Это один из тех шагов, которые надо было сделать для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в этой отрасли.
В минкультуры начались обсуждения возможных перемен в управлении отечественным кинематографом. В недрах министерства зреют планы пересмотра творческих и финансовых отношений между государством и участниками кинопроцесса. По мнению кинематографистов, в переменах или в уточнениях формулировок нуждаются понятия "государственный заказ", "социально значимое кино", работа приглашенных экспертов и распределение субсидий. Совместно с экспертами "Открытого правительства" и социологическими компаниями будут проведены исследования зрительских предпочтений. Также на сайте министерства каждый кинозритель вскоре сможет высказать свои пожелания нашим кинематографистам или даже предложить конкретный сюжет.
Важным шагом к наведению порядка в кинобизнесе должно стать принятие Госдумой закона об установлении ответственности за нарушение требований к функционированию Единой федеральной автоматизированной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕФАС).
Сегодня в ЕФАС зарегистрировано только 26,4% от общего числа демонстраторов фильмов. Регулярно предоставляют информацию не более 15% зарегистрированных демонстраторов. По словам депутата Госдумы кинорежиссера Владимира Бортко, отечественная киноиндустрия складывается из двух совершенно разных частей: производства фильма и его эксплуатации. Из 2700 кинозалов, которые обязаны отчитываться о количестве проданных билетов, регулярно (и то с враньем) отчитываются 100. Какое количество денег они воруют, точно неизвестно, но деньги не доходят до производителя. Кинематография нуждается в полном и всеобъемлющем законе с действительной уголовной ответственностью за воровство.