Наталья Комарова: Я несу ответственность за каждого работника администрации

Власти Югры собираются ограничивать цены в местных гостиницах во время проведения крупных турниров и форумов.
 
Видео: Александр Шансков/ РГ

Как это у них получится? Будет ли в регионе подвесная дорога? Зачем претендентов на руководящие должности в местном правительстве заставляют участвовать в теледебатах? И кто может поставить двойку губернатору? На эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответила глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова.

Вы используете интересный опыт отбора людей в свою команду. Объявляете конкурс, проводите теледебаты, рейтинговое голосование...

Наталья Комарова: Да, таким образом отбираются те, кому по долгу службы придется много общаться с людьми. В этом случае логично учитывать мнение жителей региона. Но последнее слово, конечно, за мной. Ведь я несу ответственность за каждого, кто работает в моей администрации.

Скольких чиновников таким манером уже отобрали?

Наталья Комарова: Пока троих. Это руководители департаментов спорта и образования, а также главный врач окружной больницы.

Федеральный центр пытается придумать новую систему оценки работы глав регионов. Вы сами как бы хотели, чтобы вас оценивали?

Наталья Комарова: Когда главы назначались, существование какой-то системы оценки казалось оправданным. Сейчас выбираются. Какая в этом случае разница, как их оценивает федеральный центр? Возможно, для наведения порядка, для повышения уровня и степени ответственности должностных лиц, которые во власти работают, это полезно. Хотя, на мой взгляд, самый простой и эффективный способ оценки, это выберут тебя люди в следующий раз или нет.

В Ханты-Мансийске прошел финал чемпионата мира по шахматам среди женщин. В последнее время регион также стал меккой для биатлонистов. Не хлопотно ли часто проводить крупные турниры с большим составом участников и гостей, среди которых много иностранцев?

Наталья Комарова: Это работа. Работа интересная, важная, работа, которая приносит удовлетворение. Когда шахматная федерация собирается и принимает решение, какую из заявок удовлетворить для проведения того или иного соревнования международного ранга, как бы ни старались все быть справедливыми, предпочтение, в том числе и психологически, отдают Ханты-Мансийску. Это дорогого стоит. Так же по биатлону. Спортсмены и болельщики теперь без запинок произносят название города и не бегут к карте смотреть, где это находится.

Я была очень рада, когда президент принял решение о том, чтобы базовые виды спорта были закреплены за конкретными регионами. Считаю, что это правильно. Потому что если каждый будет что-то делать сам по себе, ничего хорошего из этого не выйдет.

Сейчас перед нами стоит задача создать условия для болельщиков. Важно, чтобы им было удобно и при этом не приходилось тратить огромное количество денег.

Но в России крупный форум или турнир всегда повод повысить цены. Особенно в гостиницах. На время Олимпиады в Сочи их собираются ограничивать административно. Вы об этом не думали?

Наталья Комарова: У нас такая практика будет действовать. В Ханты-Мансийске почти всем гостиничным фондом владеет правительство автономного округа. Мы еще никогда не ограничивали цены, но будем это делать, потому что привлекать людей в регион, в том числе и когда у нас проводятся какие-то статусные спортивные турниры, фестивали, форумы, крайне важно. Прежде наш туристический и гостиничный бизнес работал, пытаясь за неделю-две заработать прибыль на высоких ценах. Теперь придется учиться зарабатывать на объеме туристического потока и на качестве услуг.

Ханты-Мансийск знаменит своим международным кинофестивалем "Дух огня". Но поговаривали, что его могут перестать проводить. Правда?

Наталья Комарова: Кинофестиваль жив. Он будет радовать людей и дальше. Более того, мы понимаем, что нужно постоянно развивать его, подкармливать идеями, технологиями, людьми. Личная заинтересованность очень важна, она возникает, когда человек участвует в проекте. Нам важно привлечь как можно больше людей, даже, как сейчас любят говорить, просто для тусовки. А так как для многих важна возможность побывать рядом со своими кумирами, мы стараемся ее предоставлять. К примеру, на прошлый фестиваль к нам приезжала великолепная актриса Фанни Ардан... Это ведь здорово, когда человек возвращается домой и говорит: я был на фестивале в Ханты-Мансийске и встретил там Фанни Ардан.

Прежде туристичнский и гостиничный бизнес зарабатывал прибыль на высоких ценах. Теперь придется учиться зарабатывать на качестве услуг.

Года два назад обсуждался проект строительства подвесной дороги в Югре. В каком он состоянии?

Наталья Комарова: Я не слышала об этом проекте. Но, вы не поверите, я думаю об этом применительно к Ханты-Мансийску. По сравнению с Сургутом он находится на отшибе. Поэтому созданная там суперинфраструктура используется недостаточно даже с экономической точки зрения. Эту ситуацию нужно менять. Автомобильная трасса с нагрузкой не справляется. Подвесная, струнная дорога могла бы решить проблему. Но подобные инициативы не приживаются в стране. По крайней мере я не знаю об экономически выгодных проектах, реализованных с такой технологией. Так что это вопрос на перспективу.

Когда завершится строительство дороги из Екатеринбурга до Ханты-Мансийска?

Наталья Комарова: В программе записано окончание в 2013 году. Этот проект очень важен. Для Свердловской области откроется колоссальный, привлекательный рынок. Мы добились реализации подписанных соглашений по совместному строительству моста через реку Вах, в результате Томский нефтяной сектор выйдет на эту большую дорогу. Пермь, Екатеринбург, Ивдель, Нижневартовск, Томск - все они откроются.

А региональную авиацию собираетесь развивать?

Наталья Комарова: Нам нужно развивать экономические связи и обеспечивать доступность. Поэтому региональная авиация, безусловно, нужна, она будет востребована. Но если стоимость билетов не будет доступной, то никто не будет летать самолетами. А доступной ее можно сделать только получая федеральные дотации. Еще можно понизить уровень расходов за счет экономичности воздушных судов, оптимизации аэропортовых расходов, снижения цен на авиакеросин. Но опять же без участия федерального центра это сделать нереально.

В Югре очень высокий уровень медицины. Как вам удается его держать?

Наталья Комарова: На самом деле все не так хорошо, как может показаться. Поясню. Мы действительно вложили сумасшедшие средства, построили больницы, поликлиники. Оснастили их всем лучшим, что могли найти. Сделали какой-то задел на завтра. У нас есть оборудование, которого нет нигде больше в России. И пошло признание людей, высокие оценки того, что власть делает в области здравоохранения. 60 процентов - это невероятная поддержка населения. А теперь этот показатель начал снижаться. Как вы думаете, почему? Потому что мы создали инфраструктуру, а работают в медицинских учреждениях зачастую те, кто привык все делать по старинке. В самом худшем смысле этого слова. Выясняется это при проведении тех же социологических опросов. Допустим, пришла бабушка в больницу. Бабушки рано встают, считают, что чем быстрее все сделают, тем лучше. Вот пришла она к 8 утра, а ей в регистратуре говорят: ничего не знаем, приходите к 9. Она выходит и сталкивается с тем, кто проводит соцопрос. Ее спрашивают: как вы оцениваете уровень здравоохранения? Она, естественно, ничего хорошего не ответит. Вот так все и получается.

Если говорить об уровне заработной платы медработников, она высокая. Вполне отвечает сегодняшнему дню. Но работать по-новому пока умеют не все.

Озвучьте зарплату.

Наталья Комарова: Завидовать не будете? Около 70 тысяч у врачей.

Это средняя?

Наталья Комарова: Да, средняя заработная плата.

На новом оборудовании есть кому работать?

Наталья Комарова: Это тоже проблема. Мы стараемся ее решить. Учим своих, приглашаем специалистов из зарубежных стран - тех, чьи технологии мы применяем для оказания той или иной помощи.

Читательница "РГ", Татьяна из Покачей, просит вас чаще встречаться с простыми жителями города, когда вы там бываете. И спрашивает, когда в местном училище будут проводить профессиональную аттестацию. По ее словам, дети выходят оттуда не получая знаний.

Наталья Комарова: В Покачах около 17 тысяч населения. В таком маленьком городке может быть расположено образовательное учреждение, но только если туда смогут доехать еще 100 - 200 тысяч человек. Но в Покачи никто не поедет. Поэтому мы вообще закроем это училище. В Когалыме создается крупный ресурсный центр, который даст возможность получить качественное образование тем, кто живет в окрестных городах и районах. Всего же в округе планируется открыть семь таких центров. Они будут иметь мощную материально-техническую базу, которая даст реальное образование, а не просто какие-то минимальные навыки. Там будут преподавать специалисты. Будут гостиницы кампусного типа для проживания студентов, с соответствующим уровнем безопасности, чтобы родители не переживали, что своих детей отправляют на обучение в другой город.

И напоследок: как в семье относятся к вашему губернаторству?

Наталья Комарова: Я уже давно большая. И у меня все взрослые, все самостоятельные. Но, конечно, очень переживают. Когда не могу приехать на день рождения, понимают. Но я вижу, что смириться им с этим трудно.

Я рада, что у меня мама не пользуется Интернетом. Вряд ли это было бы полезное чтение. Когда мы с ней общаемся, она спрашивает, как дела. Отвечаю: мам, все хорошо, не переживай. И это правильно. Потому что семья, близкие люди, друзья... Ты все равно должен перед ними нести ответственность, делать все возможное, чтобы они были спокойны и счастливы.