С таким предложением выступил минпромторг еще в 2009 году. Но тогда права аптек отстояло минздравсоцразвития. Теперь же предложение реанимировали. Масла в огонь подлило заявление министра здравоохранения Вероники Скворцовой: "Мы не видим значимых противопоказаний против этого. Тем более что в большинстве стран так и происходит: там, где продаются предметы гигиены, там же и предлагается минимальный набор безрецептурных лекарственных средств, которые по сути являются средствами самопомощи".
Однако эти планы и заявления вызвали бурный протест в аптечном сообществе. Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) обратилась к властям с просьбой отложить рассмотрение вопроса. Здесь считают, что для его объективного и профессионального изучения необходимо получить заключения от медицинского и фармацевтического сообществ. А также создать перечень тех самых безрецептурных лекарств, которые можно будет купить в магазине, с указанием лекарственных форм, а также заключение о возможности обеспечения контрольно-надзорных механизмов за обращением этих препаратов. Кроме того, потребуется внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие обращение лекарств. В ассоциации обеспокоены и тем, что в отличие от стран Европы, где лишь немногочисленные безрецептурные лекарства продаются даже на автозаправках, у нас люди склонны вообще не обращаться к врачам, а занимаются самолечением, а более широкий доступ к препаратам даже без консультации с провизором эту тенденцию только усилит, что принесет вред здоровью многих.
У непредвзятого наблюдателя возникает множество других вопросов. Даже самые лучшие лекарства обладают побочными эффектами. Как будут защищены, например, дети, если препараты будут в свободном доступе? Какую квалификацию должны будут иметь продавцы, если отпускать препараты будут через прилавок, - продавца или провизора, или хотя бы фармацевта? У профессионалов есть и другие основания для беспокойства.
- Если речь идет о расширении доступа к фармпродукции, то нас вполне устраивает то, что в супермаркетах есть аптечные киоски. Но наши компании обеспокоены минусами, которые может повлечь такое новшество, - заявил "РБГ" гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. - Во-первых, лекарства - это особый товар, и их продажа требует наличия у продавца специального образования, а также особых условий хранения, перевозки и отпуска продукции. Во-вторых, новация сильно ударит по аптечному бизнесу. В некоторых аптеках доля безрецептурных препаратов и БАДов превышает 50%. Понятно, что ни объемами, ни оборотом они не смогут тягаться с торговыми сетями, и восполнить эту потерю им будет нечем. Аптеки будут закрываться из-за нерентабельности. А если мы потеряем аптеки, то где будем покупать рецептурные лекарства? Кроме того, очень небольшое количество, как правило, муниципальных аптек, занимается изготовлением лекарств. Эта работа нерентабельна, и аптеки подобного типа выживают только за счет продаж безрецептурных лекарств.
- Повышать конкуренцию и доступность лекарств в городах, где и так на каждом углу по три аптеки, - бессмысленно, - сказала "РБГ" исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина. - А в небольших городах и селах, где аптек нет, нет и торговых сетей. Второй вопрос: торговля наркотическими и другими сильнодействующими препаратами, право на отпуск которых имеет около 20% аптек. Дело это очень затратное: аптеке приходится вложить до полумиллиона рублей, чтобы оборудовать специальное помещение для их хранения и еще 150-200 тыс. тратить на охрану, хотя эти затраты себе в убыток. Если у них заберут ходовой ассортимент, им будет просто нечем покрывать такие издержки, и они вынуждены будут отказаться от отпуска "наркотика".
В ближайшее время правительство рассмотрит все материалы по столь неоднозначному вопросу.