Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило создать основу для развития рыночных реформ хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. Процесс приватизации носил противоречивый характер, она имела свои плюсы и минусы, к последним относятся многочисленные нарушения законодательства, что привело к негативным экономическим последствиям для абсолютного большинства населения страны.
На современном этапе приватизация стратегически значимого федерального имущества должна носить точечный, выверенный, немассовый характер и "работать" на достижение экономического роста.
Парламентарий считает, что следует с большой осторожностью относиться к продаже пакетов акций стратегически значимых, инфраструктурных акционерных обществ, в частности, компаний РЖД, "Роснефть" и других. Снижение доли государственного участия в капитале РЖД ниже 75% плюс одна акция, по его мнению, создает системные риски как с точки зрения снижения степени влияния правительства РФ на корпоративные решения, так и с точки зрения рисков консолидации крупного пакета акций в собственности российского или иностранного инвестора. При таком сценарии стратегические приоритеты неизбежно будут смещаться с решения РЖД социально-экономических задач России на максимизацию прибыли для частных инвесторов, уверен парламентарий.
Сергей Гаврилов является сторонником расширения полномочий Росимущества как профильного федерального органа исполнительной власти в сфере распоряжения федеральным имуществом. В настоящее время, по его словам, действует система "двух ключей" - отраслевого федерального министерства и Росимущества при решении вопросов о распоряжении федеральным имуществом, назначении руководителей ФГУПов, подготовке директив на голосование представителям государств в органах управления акционерных обществ с государственным участием. Такая система, по мнению С. Гаврилова, действует не слишком эффективно - оперативные решения, согласования директив занимают длительное время из-за межведомственных согласований.
Со вторым основным докладом выступила замминистра экономического развития, руководитель Росимущества Ольга Дергунова. По ее словам, вопрос о приватизации стоит в отношении 2,5 тыс. АО. Около 2 тыс. ГУПов ждут своей очереди на приватизацию.
О. Дергунова отметила, что контроль за деятельностью приватизированных предприятий отсутствует. Но мониторинг надо вести, иначе неизвестен экономический итог принятых решений. Решения по флагманам промышленности: ВТБ, СБ, РСХБ, РЖД, "Роснефть", "Транснефть", "Зарубежнефть", должны приниматься под жестким контролем. Приватизация крупнейших компаний состоит из четырех этапов: принятие решения; дорожная карта; подбор агента; анализ рынка и подготовка к продаже, когда откроется окно возможностей. Из 30 компаний в списке приватизации в 15 уже отобраны агенты для проведения приватизационных сделок. Очень важно, чтобы структура сделок полностью соответствовала современным требованиям и возможностям компаний, а цена продажи способствовала тому, чтобы каждую продажу можно было назвать успешной. Если конъюнктура находится не в наиболее удачном состоянии, лучше ждать, готовиться и наращивать капитализацию компаний.
По словам О. Дергуновой, сделкам, когда продается часть акций и все доходы направляются в госбюджет, как одна из возможных альтернатив рассматривается направление средств приватизации этих компаний обратно в компании. На инвестиционные программы, для того чтобы продолжать развивать и наращивать капитализацию компаний.
"Приватизация не является целью экономической политики России. Это инструмент реализации стратегических целей экономического и социального развития страны", - отметил в своем выступлении президент РЖД Владимир Якунин.
По его мнению, РЖД не стоит торопиться, понадобится как минимум пять лет, для того чтобы стоимость компании возросла до приемлемой величины. На сегодняшнем падающем рынке продажа 25% могла бы принести около 280 млрд рублей, а через 4-5 лет стоимость компании вырастет в 2,5-3,5 раза. Сегодня снижение доли государственного участия в капитале РЖД ниже 75% плюс 1 акция создаст системные риски с точки зрения влияния правительства на корпоративные решения, а значит, на реализацию экономической и социальной политики государства в транспортной отрасли.
В проекте итогового документа организаторы слушаний указали, что действовавшая в стране модель экономического развития основана на экспорте энергоресурсов и себя исчерпала. Сегодня настало время трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. К 2020 году РФ должна стать социально ориентированной и эффективной страной. Начиная столь ответственную и важную реформу, государству крайне важно создать положительные прецеденты нового этапа приватизации, чтобы не только убедить мировое сообщество в инвестиционной привлекательности российской экономики. Значительно более важно убедить гражданское общество в том, что предстоящая приватизация ряда крупных компаний страны, составляющих ее национальное достояние, не повторит печальный опыт прошедшей приватизации, сможет обеспечить качественное улучшение структуры экономики.
В качестве позитивного примера профессионально и своевременно проведенной сделки приватизации можно привести продажу государственного пакета 7,58% минус акция Сбербанка за 152 млрд руб. (5,2 млрд долл.), размещение акций Банк "ВТБ 24" за сто млрд руб., которые стали положительным примером приватизации, изменившим отношение к России со стороны мирового инвестиционного истеблишмента. В рекомендациях предлагается усилить полномочия Росимущества по управлению, распоряжению и приватизации объектов федерального имущества, в частности имущества военного назначения. Учесть, что эксперимент по передаче функций по распоряжению имуществом военного назначения от Росимущества к минобороны доказал неэффективность и коррупциогенность размывания полномочий по управлению публичным имуществом по отраслевым министерствам и ведомствам.