- Есть мнение разработать его для начальной, средней, старшей ступени. Концепция готова, и скоро ее обсудят конфессии, - говорит он.
Александр Данилюк признал: решение ввести новый курс во всех классах приведет к тому, что изменится содержание гуманитарного образования в школе. Раз так - придется переписывать все учебники.
Что касается естественно-научных дисциплин, в частности, окружающего мира и биологии с теорией Дарвина, Данилюк пояснил: "Надо предлагать детям разные точки зрения. Между прочим, Дарвин был верующим человеком".
Елена Низиенко, директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки, пояснила: высказывалось мнение перенести Основы религиозных культур из начальной школы в среднюю. О том, чтобы вести его с 1 по 11 класс речи пока нет. Но ясно, что любые изменения в программах потребуют новых учебников.
Подготовка книг по новой дисциплине - каторжный труд. Особенно - по светской этике. Нынешний учебник дался авторам очень нелегко. Причина - в кризисе современной философии, размытии понятий добра и зла, порядочности и интеллигентности. Между тем, все это обязательные темы уроков. Кто возьмется писать учебники для старшеклассников? Сумеют ли педагоги по ним работать?
Новый курс дается педагогам гораздо труднее, чем детям. На практике это выливается в такие вот рассказы на уроках:
"Идет Красная Шапочка по лесу. Навстречу ей Волк.
- Красная Шапочка, я тебя съем!
- Не съешь! У меня за спиной Ангел-Хранитель летит!"...
Учителям катастрофически не хватает знаний, а система подготовки тьюторов себя не оправдала. Как и где организовать подготовку учителей? Часть педагогов, по мнению экспертов, могут выпускать педвузы и религиозные учебные заведения. Так, стандарт для бакалавриата по этой специальности разрабатывал Православный Свято-Тихоновской гуманитарный университет, и с 2013 года этот вуз обещал открыть первый набор на новую специальность. Правда, готовить там будут педагогов двух модулей: светской этики и православной культуры.
По мнению ректора МГЛУ Ирины Халеевой в школы могли бы прийти выпускники теологических кафедр и факультетов, которые есть, в том числе, в университете. В вузе было уже несколько выпусков теологов, которые знают пять иностранных языков и прекрасно разбираются в богословии.
- Филологические знания - основа теологического образования. - говорит Ирина Халеева.
Все так. Но у минобрнауки свое требование: преподаватель Основ религиозных культур должен иметь педагогическое образование. Так что теологам, видимо, придется изучать педагогику, чтобы прийти в школу. Они готовы. И наверняка были бы очень востребованы в средних и старших классах. Особенно, если б вели не отдельные модули, а единый предмет.
Споры об этом не утихают. И что удивительно, мнения представителей разных конфессий часто сходятся: для того чтобы быть толерантными, люди должны знать больше о чужой религии. Но пока что в учебных планах на знакомство с другими религиозными культурами отведено всего лишь четыре часа.
комментарии
Ефим Рачевский,
народный учитель России, директор Центра образования 548:
- Какие предметы надо выбросить из расписания, чтобы вести этот курс до 11-го класса? Кто этот курс будет вести? Где готовить учителей? На убогих месячных курсах в Институте повышения квалификации? Можно, конечно, открыть педагогические факультеты в религиозных учебных заведениях, но для того, чтобы такие учителя пришли в школу, потребуется переписать Конституцию. Если готовить педагогов в обычных вузах, то надо помнить, что сегодня учителя - продукт двойного негативного отбора. В педвузы идут не самые лучшие ученики, а потом работать в школы - не самые лучшие студенты. Может, в старших классах могли бы преподавать теологи - выпускники языковых вузов, и не разные модули, а какие-то общие мировоззренческие предметы. Я обеими руками за то, чтобы школьники изучали историю религий, этику, эстетику.
Владислав Флярковский, телеведущий:
- Не знаю, кто должен преподавать новый предмет, но знаю точно, кто не должен. Не должны его вести священники, раввины, муллы, ксендзы. Такие уроки должны вести ученые, философы, кандидаты наук и доктора. Сложнейший вопрос - выбор одного из шести модулей. Мой младший сын учится в 7-м классе, Основ религиозной культуры у него в расписании нет. Но если бы завтра пришлось выбирать, что изучать - православие, иудаизм, ислам или буддизм, и он спросил бы моего совета, я не знаю, что ответить ему. По-моему, очевидно, что предмет должен быть общим для всех конфессий. Для меня это выбор между алгеброй и геометрией.
Марина Кафанова, директор Панковской школы, Новгородская область:
- Новгород - колыбель русской духовности, поэтому у нас все ученики в двух четвертых классах выбрали Основы православия. Эти уроки ведет учитель литературы. Чтобы подготовиться к этим урокам она прошла месячные курсы и вместе с группой других педагогов пожила несколько дней в Иверском монастыре, чтобы почувствовать особенности монашеской жизни. В следующем году в параллели будут дети, которые, возможно, выберут другой модуль. Где брать для них учителя - не знаю. С кадрами в любой школе большая проблема. Учителя старшего возраста прошли школу атеизма и очень сложно найти человека, который не загубил бы идею, ради которой ввели новый предмет.