Напомним, летом этого года департамент транспорта представил концепт городского такси: он, по замыслу столичных властей, должен быть желтого цвета, работать по единым тарифам, а кроме того принимать не только наличность, но и кредитные карты.
Последнее - только рекомендация, совсем не обязательная к выполнению. Но многие владельцы такси так не считают. Обойтись без наличности в столичном такси можно было при желании и раньше, но не без хлопот. Для этого необходимо было найти компанию, предоставляющую такую услугу, заранее предупредить оператора, что будете расплачиваться карточкой, а водитель должен был уметь пользоваться аппаратом. По словам Богдана Коношенко, председателя комитета московской торгово-промышленной палаты, по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автотранспортом, сегодня возможность расплатиться карточкой есть примерно у трети легальных таксистов, но, к сожалению актуальна проблема, когда терминал в машине хоть и есть, но лежит где-то в бардачке разряженный и неспособный к оплате.
Чтобы минимизировать возможность вывести из строя терминал, создатели новой системы интегрировали платежные аппараты в сам автомобиль такси. Приборов два - перед передними и задними сиденьями. Расплатиться с их помощью пассажир может самостоятельно. По окончанию поездки на терминале высвечивается сумма поездки, поскольку он напрямую связан с таксометром. Можно добавить к ней электронные чаевые - если поездка понравилась - и вставить карту. Разрядить терминал или спрятать подальше его невозможно - он стационарный.
Как рассказал Тимур Дочия директор таксомоторной компании, первой установившей приборы в свои машины, несмотря на ввод приятной и удобной для пассажира допуслуги, тарифы таксопарк не поднял. Иметь такое оборудование выгодно и самим таксистам - они экономят на инкассации и меньше боятся за своих водителей - они входят в перечень самых опасных профессий. Меньше налички - меньше желание их ограбить. Причем картоприемники Тимур Дочия установил не только в автомобили среднего класса, но и в бюджетные машины своего таксопарка.
По словам Михаила Горина, исполнительного директора компании-поставщика оборудования, в такси ставятся последнее поколение картоприемников, работающих в том числе и с Visa Pay Wave - карточками, которые достаточно только поднести к прибору, а в перспективе можно будет расплачиваться и с помощью мобильных телефонов.
Аналогичные системы оплаты стоят в такси Лондона, Нью-Йорка, на которое, кстати, во многом ориентировались авторы московской концепции городского такси.
В очереди к компании-поставщику оборудования уже стоят два таксопарка. А по прогнозам генерального директора предприятия Константина Сидорова, через два-три года в Москве будет уже 12-15 тысяч автомобилей, оборудованных подобной системой - выгоды ее очевидны. По словам Михаила Горина, в перспективе, не исключено, что в крупнейшей столичной диспетчерской системе такси "Яндекс.такси" со временем может появиться функция "выбрать машину с возможностью оплаты банковской картой".