04.12.2012 23:40
    Поделиться

    Арестанты смогут напрямую просить суд о поблажках режима

    Сегодня "Российская газета" публикует закон, который позволит осужденным напрямую просить суд о смягчении наказания. Гражданин начальник уже не является фильтром, который может пропустить прошение арестанта, а может и завернуть: мол, робой не вышел.

    Специальные поправки вносятся в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы. Теперь арестант может не ждать милости от администрации, а сам подать документы в суд, чтобы улучшить свои условия. Например, переселиться из обычной колонии в колонию-поселение, где нет ни вышек, ни часовых.

    Закон разрешает постепенно смягчать режим арестанту за хорошее поведение. Более того, необязательно и весь срок сидеть: кто осознал и раскаялся, может выйти пораньше, получив условно-досрочное освобождение. Однако кому выходить, кому смягчать условия, а кому надо сидеть до последнего без поблажек, - слишком деликатный вопрос. Его должен решать только суд.

    Между тем, по словам правозащитников, де-факто администрация казенных домов имела слишком много власти в этом вопросе. Вроде бы логично: кому, как не надзирателю знать всю подноготную арестанта. С другой стороны, у иного гражданина начальника возникал сильный соблазн конвертировать власть в деньги. Заплатишь - твое ходатайство пропустят и даже нужные характеристики приложат. Не заплатишь, прошение будет лежать в канцелярии до скончания времени. Свобода бесценна и потому не каждому по карману.

    Иногда дело было вовсе не в деньгах, и даже не в их количестве. Просто, между человеком в робе и человеком в форме пробежала какая-то кошка. Бывает и такое, и тогда ничего не поделать. Поэтому нужна сторонняя и объективная инстанция: суд. Закон разрешил арестантам обращаться напрямую в суд: администрация будет не вправе задерживать у себя ходатайства.

    "Федеральным законом предусматривается наделение осужденного, а также его адвоката (законного представителя) правом обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания", - говорится в справке к закону. За администрацией учреждения также сохраняется право вносить в суд представление об изменении вида учреждения в отношении осужденного с положительными характеристиками. Или о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Допустим, человек хорошо сидит, но сам попросить о поблажке как-то стесняется. Гражданин начальник сам подготовит все бумаги - в качестве поощрения.

    В любом случае, к ходатайству осужденного администрация должна приложить характеристику на человека. Право обращаться в суд напрямую не означает, что мнение администрации больше не интересно. Нет, суд должен заслушать все стороны.

    Также к делу нужно будет прикрепить справку, возместил ли он причиненный ущерб. А к бумагам педофила подошьют заключение врача и сведения о принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению.

    Кстати, в рамках тюремной реформы, которая началась несколько лет назад, появилась и так называемая система "социальных лифтов". Ее суть в том, что осужденный должен иметь стимулы, чтобы исправляться. И наоборот: за плохое поведение человека могут перевести в более жесткие условия. У сотрудников, работающих, что называется, на земле, было немало критических замечаний по поводу этой системы. Тем не менее процесс идет, "социальные лифты" не забыты со сменой руководства Федеральной службы исполнения наказаний.

    Вот свежая новость: в исправительной колонии N 1 общего режима УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике состоялось очередное заседание комиссии по оценке поведения осужденных в рамках системы "социальных лифтов". Важно, что в аттестационные комиссии входят не только сотрудники тюремного ведомства, но и представители общественности. На комиссию было приглашено 30 осужденных, по всем приняты положительные решения.

    Также сегодня "Российская газета" публикует постановление Пленума Верховного суда России по вопросам апелляции в уголовном процессе.

    Поделиться