Утвержден регламент для иностранных агентств по международному усыновлению

Сегодня "Российская газета" публикует два административных регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
 

О чем эти документы и поменяют ли они что-то в работе действующих на территории России иностранных агентств по усыновлению? На этот и другие вопросы отвечает заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Сергей Вителис.

Сергей Вителис: Эти административные регламенты больше все же имеют технический характер: они регулируют саму процедуру выдачи иностранным органам и организациям разрешения на осуществление деятельности по усыновлению детей в России. Подобный административный регламент действовал у нас и до этого, но в отличие от регламентов, которые публикует сегодня "Российская газета", - он был общим и для государственных, и для некоммерческих иностранных организаций. Кроме того, он регулировал процедуру контроля за их деятельностью. Сейчас для каждой из этих двух категорий представительств иностранных организаций разработан свой регламент, а функции разведены: выдача разрешения определяется как госуслуга, а осуществление контроля - как контрольно-надзорная функция. То есть регламент по контролю будет отдельный.

Есть ли существенная разница в том, как выдается разрешение на работу в России представительствам государственных и некоммерческих организаций?

Сергей Вителис: У нас действует разный порядок для тех и других по открытию представительств, разный порядок получения разрешения на осуществление деятельности. Для неправительственных организаций, желающих открыть свое представительство в России, установлен ряд специальных требований. Например, они должны не менее пяти лет заниматься в своем государстве деятельностью по усыновлению детей.

То есть условия для их работы публикуемые регламенты не смягчат и не ужесточат правила?

Сергей Вителис: Административные регламенты сами по себе таких правил не устанавливают, для этого необходимо вносить изменения в другие нормативные документы - в законодательные акты, постановления правительства. Чем мы в ближайшее время и будем заниматься, поскольку есть необходимость более детально регламентировать работу иностранных агентств по международному усыновлению. Речь даже не столько о каком-то ужесточении правил для них, сколько о том, чтобы добиться максимальной прозрачности их деятельности в России. И организовать эффективное межведомственное взаимодействие в части контроля как за деятельностью таких агентств, так и за условиями жизни российских детей, усыновленных иностранными семьями, чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав и интересов наших детей.

Сколько представительств зарубежных агентств по усыновлению работает сегодня в России?

Сергей Вителис: 77 представительств некоммерческих иностранных организаций и два государственных - от Италии и Франции.

А будет ли продолжена работа по заключению таких межгосударственных соглашений в области международного усыновления, как недавно ратифицированное соглашение с США?

Сергей Вителис: Подобные соглашения уже действуют с Италией, США, в следующем году вступит в силу договор с Францией. Сейчас на согласовании в ведомствах находится проект соглашения с Испанией, идут переговоры о подписании таких договоров с Ирландией, Великобританией, Кипром, Израилем, Словенией.