Эксперт: Экономика Киргизии не сумела преодолеть спад

В конце 2012 года можно констатировать, что экономика Киргизии (КР) не сумела преодолеть спад, и обещанный в начале года экономический прорыв по-прежнему остается на бумаге. К сожалению, избранная руководством страны стратегия планирования не способна привести к положительным результатам, так как практически все "радужные" прогнозы носили декларативный характер и не опирались на достаточное организационное, финансовое обоснование и окупаемые бизнес-идеи. Республике не хватает инвесторов. И так будет до тех пор, пока предлагаемые властями проекты и программы не начнут содержать элементы бизнес-проектирования.

 

Периодически создаваемые с целью преодоления экономических проблем госструктуры не достигли поставленных перед ними целей. Это не прибавляет оптимизма по отношению к национальному совету по устойчивому развитию страны. Причиной низкой эффективности экономической политики Киргизии остается неспособность постоянно сменяющих друг друга правительств разработать и реализовать комплексные программы, направленные на создание здоровой рыночной среды в республике и стабильных условий для функционирования бизнеса.

По результатам 10 месяцев 2012 года, снижение уровня ВВП на 4,3 процента в основном обусловлено сокращением промышленного производства на 40,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом объем инвестиций в основной капитал, освоенных на строительстве объектов обрабатывающей промышленности, по сравнению с январем - октябрем 2011-го увеличился в 2,9 раза, в то время как инвестиции в другие отрасли сократились. То есть впервые за последние десять лет вливания в промышленность существенно возросли, что дает основание для оптимистического прогноза в долгосрочной перспективе. А вот по поводу эффективности использования инвестиций оптимизм тает. Особенно, если учитывать прошлый опыт Киргизии по их освоению.

Так, один из наиболее эффективных киргизских инвестиционных проектов "Кумтор" последние годы находится под постоянным прессингом со стороны различных политических сил. Учитывая бюджетообразующую роль этой компании (на нее приходится около 10 процентов ВВП, 25 - промышленного производства, треть экспорта), любые политические игры вокруг нее с целью изменить условия функционирования влекут за собой прямые потери для экономики КР, в том числе связанные с упущенной выгодой от отказа потенциальных инвесторов сотрудничать с республикой.

По итогам 2012 года бюджет Киргизии не досчитался почти 50 миллионов долларов из-за снижения добычи золота на Кумторе. В случае прекращения последней потери будут еще больше. Столь высокая степень зависимости экономики от одного предприятия существенно усиливает ее уязвимость, что в современных условиях недопустимо. Проблема заключается в том, что за уходящий год правительство так и не сумело решить вопросы, связанные с недропользованием, для иностранных компаний. А ведь именно начало масштабной разработки золоторудных месторождений может значительно улучшить ситуацию в горнорудной промышленности республики. Это позволило бы привлечь в нее дополнительные инвестиции, оживить экономику в целом. Бюрократическое затягивание решения этой проблемы обходится Киргизии в миллионы долларов прямых финансовых вливаний в страну и миллиарды долларов доходов от разработки золоторудных месторождений.

Вопрос инвестиций по-прежнему остается самой острой проблемой для экономики республики. В 2012 году его также не удалось решить. Не считая подписанных с Россией договоренностей по гидросооружениям, других весомых инвестиционных поступлений в республику нет. Причиной низкой инвестиционной привлекательности страны, как и в прежние годы, остаются нестабильность условий и правил функционирования бизнеса, нерешенность вопросов защиты прав собственности, низкая эффективность государственного макрорегулирования, слабая финансовая инфраструктура.

Все эти проблемы невозможно решить в одночасье и посредством создания дополнительных государственных структур экономического регулирования (особенно в условиях большого бюджетного дефицита). Решение требует продуманных проектов частно-государственного партнерства при внешней инвестиционной поддержке. Промедление чревато для республики усилением стагнации, снижением темпов экономического роста, высоким уровнем инфляции и, как следствие, ростом социальной напряженности.

В 2012 году отсутствие внешних инвестиций, впрочем, как и раньше, компенсировалось денежными переводами трудовых мигрантов. В Киргизии они обеспечили почти треть ВВП (29 процентов) в период с января по ноябрь 2012-го. Рост миграционного оттока происходит не только из-за недостаточной обеспеченности рабочими местами, низкого уровня заработной платы, но и по причине слабой технической оснащенности аграрного сектора. В условиях сельскохозяйственной направленности киргизской экономики это приводит к существенному снижению экспортного потенциала республики и, в свою очередь, - к существенным финансовым потерям и уступке собственного рынка импортной продукции.

Таким образом основной причиной упущенных экономических выгод в Киргизии как и прежде, в 2012 году, стала неудовлетворенная потребность в инвестиционных ресурсах. Чтобы этого не случилось в будущем, необходимо кардинально изменить экономическую политику. Если этому будет способствовать новый национальный совет по устойчивому развитию страны, то пожелаем ему удачи в достижении поставленных целей.