Конституционный суд защитил беременных госслужащих

Вчера Конституционный суд огласил постановление по делу Лилии Пугиевой, придя к выводу, что госслужащего, конечно, можно наказать за дисциплинарный проступок, но увольнять беременную сотрудницу - это уже перебор.

Проверив на соответствие Конституции пункт 4 части 1 статьи 33 и подпункт "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", судьи КС признали нормы не соответствующими Основному закону, когда они применяются так, как в деле Лилии Пугиевой.

Напомним, что работавшая начальником отдела кадров и госнаград администрации главы Республики Ингушетия Пугиева была уволена со службы за дисциплинарный проступок - за прогул осенью 2011 года. Ни аргументы о том, что она ухаживала за лежащим в больнице сыном (инвалидом второй группы), ни тот факт, что заявительница была беременна, не помогли ей убедить судей нескольких инстанций в необходимости восстановить ее на работе. Оказалось, что оспариваемый закон не содержит запрета на увольнение беременных госслужащих, если те еще не ушли в отпуск по беременности и родам. При этом статьи Трудового кодекса запрещают увольнение беременных во всех случаях, кроме как при ликвидации организации.

Вот это неравноправие и постарался устранить КС. "Наше законодательство двигалось в правильном направлении, но по пути многое растеряло. В том числе то, что содержится в международных конвенциях, например в конвенции МОТ, которая ориентирует на отношение к женщинам как к социально уязвимым в трудовых отношениях, - заметил председатель КС Валерий Зорькин. - Получается, что только по одному лишь признаку, а именно по принадлежности к государственной гражданской службе, женщина оказывается в такой ситуации, что ее можно уволить в период беременности. Конечно, КС посчитал регулирование противоречащим Конституции РФ и необоснованным".

Также в постановлении судьи КС указали, что у нанимателя есть все возможности наказывать даже беременных госслужащих за проступки, "применив иные, помимо увольнения, дисциплинарные взыскания".

Кстати

Комментируя призывы переписать Основной закон, Зорькин заметил, что для него образцом являются такие конституции, которые живут по двести-триста лет: "Отдельные положения, если назрела в этом необходимость, вполне могут быть изменены, но не ядро, а ядром Конституции являются права и свободы человека и гражданина и конструкция власти. Лично мое мнение - наша Конституция имеет огромный потенциал, даже несмотря на существенные недостатки".