Владимир Путин проехал по железной дороге из Сочи в Красную поляну

Неделю поездок по России и зарубежным странам Владимир Путин завершил путешествием на пассажирском поезде РА2 по новой железной дороге из Сочи в Красную Поляну. Там же, в купе, глава государства снова провел совещание с чиновниками - на этот раз по строительству олимпийских объектов и инфраструктуры.

До конечной станции "Красная Поляна" на скоростном электропоезде "Ласточка" всего полчаса пути. Президент ехал на обычном рельсовом автобусе, поэтому дорога заняла около полутора часов. Владимир Путин решил не терять их и провести совещание прямо на ходу, в купе, тем более что все нужные для этого чиновники оказались рядом. Пригласили и председателя Координационной комиссии МОК Жан-Клода Килли.

После краткого вступления президента о том, что в Гватемале он обещал, что в Сочи не будет пробок, глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин открыл доклад и приступил к рассказу о том, что сделала компания за эти годы для города Сочи в целом и для Олимпиады в частности.

Самый сложный объект - совмещенная автомобильная и железная дорога протяженностью 48 км. Она будет открыта в 2013 году как часть инфраструктуры, которая соединит Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну и обеспечит быстрое передвижение между олимпийскими объектами. Максимальный пассажиропоток по железной дороге составит 8,5 тысячи пассажиров в час, по автомобильной - 11,5 тысячи.

"Килли знает сложности, - взглянул Якунин на представителя МОК. - Олимпийский комитет постоянно контролировал ход строительства". Он объяснил, что срок окончания работ сместили с апреля на октябрь 2013 года из-за дополнительного завоза грузов.

Впрочем, глава РЖД с удовлетворением заметил, что строительство занимает четыре года, а по Градостроительному кодексу предусмотрено восемь. "Качественную работу выполняем в два раза быстрее", - пояснил он. "Медаль", - улыбнулся Путин.

Якунин несколько раз подчеркивал, как трудно было строить и как хорошо будет жителям. "Этот регион, эти горы очень сложны с точки зрения строительства объектов, - говорил он. - Но не шутили, все делали по-серьезному, после научного анализа". Особое внимание уделялось экологии. "Море съедает пляжи, а мы их восстанавливаем, железнодорожная инфраструктура их спасает", - объяснял Якунин.

"Работа в прибрежной зоне осложняется тем, что приезжали отдыхающие, люди ходили на пляжи", - продолжал глава РЖД. "Люди испытывают, к сожалению, очень много неудобств, - заметил президент. - Но я думаю, что осталось немного потерпеть. Результат будет существенным". Якунин пожаловался и на ситуацию с пересадочными узлами - хабами, которые правительство решило поручить РЖД, а финансирования нет.

Периодически президент смотрел в окно и слушал комментарии о том, что там видел. "Проезжаем стройку, - объяснял Якунин. - Это будет самый современный вокзал в РФ... Вот самшитовая роща. Чтобы ее не истребить, на сваях поставили мост".

Вид из купе действительно впечатлял. "Я помню, когда Жан-Клод увидел масштаб работы первый раз, он сказал: "Теперь я вижу всю мощь Российского государства", - посмотрел на сидящего напротив Килли Путин. "Со времен строительства БАМа на территории России ничего подобного не строилось", - сравнил Якунин. "БАМ строился 17 лет, - продолжал он. - А здесь 4 года".

Владимир Путин проинспектировал олимпийские объекты и посетил Гран-при по фигурному катанию

Значительная часть всех работ за РЖД, заметил Путин и похвалил: "Эта компания одна из немногих, которые выполняют все качественно и практически в срок".

Другие участники совещания говорили не так долго, как основной докладчик, но вслед за президентом не скупились на добрые слова. К примеру, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев подметил, как преобразился город: "Мы просчитывали: если бы Сочи обустраивали в обычном режиме, то что за четыре года, сделали бы за сто лет". Впрочем, Владимир Путин тут же подчеркнул, что у строительства должны быть пределы и нужно учитывать мнение горожан.

"Вступили в самую напряженную стадию работ по всем направлениям", - подытожил вице-премьер Дмитрий Козак, возглавляющий оргкомитет по подготовке российских спортсменов. На совещании президенту сообщили, что есть отставание по 71 объекту из более 800. Козак рассказал про спортивные сооружения: они будут введены в конце этого - начале следующего года. Он согласился, что с соблюдением графика есть проблемы, но в таком масштабном проекте без сбоев не бывает. При этом Козак подтвердил, что по дисциплинированности и качеству работ РЖД - лидер.

Совещание Жан-Клод Килли слушал через переводчика. Но ничего не говорил, пока президент не обратился к нему напрямую. "Это самое захватывающее путешествие на поезде в моей жизни", - залюбовался видами представитель МОК. "С вами все труднее и труднее работать, потому что мы становимся все более тесными друзьями", - признался он Путину и предупредил как бывший лыжник: "Когда спускаешься по трассе, три самых сложных поворота - последние". Кажется, все позади и спортсмен теряет бдительность. "Не нужно забывать, что остается сделать еще очень много", - дал совет, как не сойти с дистанции у финиша, Килли.

"Завершающая стадия самая важная и ответственная", - кивнул Владимир Путин. По его словам, главное не потеряться, "дожать до конца каждую точку в нашем большом общем деле". Глава государства напомнил, что свыше 80 процентов средств направляется на объекты инфраструктуры. "На юге России это традиционное место отдыха граждан, и негоже было иметь то, что было до сих пор", - критически оценил он прошлое Сочи.

"Олимпийские игры - это праздник, - считает президент. - И в условиях, когда мир не может вылезти из мирового финансового экономического кризиса, это позитивный сигнал не только для нашей страны, а сигнал, исходящий из нашей страны, направленный на то, чтобы поднять общее настроение и показать, что у нас не только проблемы есть, но есть и праздник". "Российский народ заслужил, чтобы и на нашей улице был праздник", - заключил он. Глава государства также призвал чиновников больше уделять внимания Олимпиаде и сделать все, "чтобы мы могли извлечь естественное конкурентное преимущество, выступая на родных площадках".

На поезде уже из Красной Поляны Владимир Путин направился в первый олимпийский объект, который начал принимать соревнования мирового уровня - Дворец зимнего спорта "Айсберг". Глава государства посмотрел финал Гран-при по фигурному катанию и побеседовал с представителями МОК, руководством Международного союза конькобежцев и известными тренерами.

"С нашей точки зрения, проблема - это все-таки дорожное движение, - признался глава Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта. - Платят ли россияне за бензин или нет, потому что все ездят на машинах?" "Платят. У нас за все платят", - ответил Путин и объяснил, что нужно не уменьшать количество машин, а улучшать дорожную инфраструктуру.

Слова Чинкванты о ренессансе фигурного катания в России явно понравились президенту: он обещал создать хорошие условия для спортсменов, тренеров и гостей. "Это наша первая задача как хозяев Олимпиады. Но мы надеемся, что судьи оценят наши усилия", - улыбнулся он.