Воронежские курсанты начали изучать уникальный самолет

Курсанты воронежского военного учебно-научного центра начали изучение нового учебно-боевого самолета Як-130.

На учебную авиабазу в Воронежской области, где будущие летчики постепенно переходят от теории к практике, прилетели уже 22 "летающих компьютера" - так прозвали ЯК-130 за интеллект и возможности.

- Его с полным правом можно назвать самолетом пятого поколения. Превосходная аэродинамика и электронное оборудование позволяют смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета, - заметил командир авиабазы Александр Грунь.

Если самолет - новейший, то авиабаза, более известная в ВВС как борисоглебское летное училище - напротив, одно из старейших в России заведений подобного рода. В числе его первых выпускников был Валерий Чкалов, чье имя теперь украшает титул вуза, а бюст - музей. Учился здесь и сын Чкалова Игорь, но был отчислен за неуспеваемость. А сын Чапаева Аркадий в Борисоглебске разбился…

Чтобы подобных ЧП было меньше, курсантов здесь учат "летать по рельсам" - то есть выдерживать заданные параметры: высоту, скорость, направление, ориентироваться в пространстве, читать приборы.

Теоретические навыки закрепляют на тренажерах. В теплом боксе стоит кабина самолета: с фонарем, ручкой управления и всеми положенными приборами. От кабины тянутся толстые электрические кабели. Мерно гудит электроника, на экране перед курсантом разворачивается панорама: леса, поля, аэродром за рекой.

- Это окрестности авиабазы Остров в Псковской области. Хотелось бы, конечно, показывать курсантам нашу местность, над которой они будут летать весной - но в комплекте поставки тренажера только Остров, - рассказал инструктор.

Он наклонился к микрофону: "Разворот влево с креном 20 градусов". Пятикурсник Антон Шмойлов в кабине отрепетовал команду, двинул ручку, панорама на экранах наклонилась и поползла вправо.

 
Видео: Геннадий Орехов

Нажав пару кнопок, инструктор поместил перед Антоном условного противника - его тоже изображает Як-130. Тронув мышку, передвинул самолет курсанта километров на 40 ближе к супостату. Вот бы на войне так… Вражеский Як летел смирно, не маневрировал и не отстреливался. Шмойлов поймал его в прицел и нажал на гашетку. Загрохотала пушка, к противнику устремилась снаряды. Як окутался дымом и свалился вниз.

Перед посадкой инструктор выключил Антону двигатель - тренажер позволяет моделировать и различные нештатные ситуации. Курсант снизился, набирая скорость, и благополучно приземлился.
На тренажере все просто - даже если самолет разобьется, достаточно перезапустить программу и можно лететь снова. Фонарь кабины реального Яка на крайний случай исчерчен лентой взрывчатки - при аварии стекло не отстреливается, как прежде, а разбивается взрывом. Это экономит секунды при катапультировании. "Только лицо расцарапает", - шутят летчики. Как оно на деле, к счастью, здесь пока не проверяли.

- Отличный самолет. Люди, которые его придумали, хорошо учили математику в школе - все просчитано, - сказал штурман эскадрильи Сергей Поздняков.

Он перегонял Як с завода в Иркутске. Перелет на пять тысяч километров с двумя посадками для дозаправки - в Новосибирске и Челябинске - занял 11 часов. Поскольку летели Яки вслед за солнцем, то вылетели в 12, а на место прибыли в 16 часов.

Борисоглебское училище окончили многие известные летчики: автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки, Виктор Талалихин , впервые в истории выполнивший ночной таран. Здесь воспитали 272 Героя России и Советского Союза, 12 дважды Героев. Главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев - тоже выпускник Борисоглебска. Немудрено, что первыми в России Як-130 поступили именно сюда.