09.12.2012 23:37
    Поделиться

    Программа модернизации здравоохранения будет продолжена в 2013 году

    Перед здравоохранением страны стоят важнейшие задачи модернизации, совершенствования материальной базы системы здравоохранения, реформы медицинского образования и многие другие. А для успешного их выполнения нужно соответствующее законодательное и нормативное обеспечение. Совместно с правительством депутаты внесли предложение о том, чтобы программа модернизации здравоохранения, рассчитанная на 2011-2012 годы, была продолжена в 2013 году.

    К сожалению, ее реализация несколько задержалась на старте, некоторые регионы не успели освоить выделенные на двухлетний период средства. Было принято решение неосвоенные средства перераспределить в более успешные регионы. Ведь организационные стартовые условия были у всех одинаковые, хотя экономическая ситуация в разных регионах значительно различается. Но одно дело, когда средства оказались неосвоенными за счет затяжки нового строительства. А когда речь идет о том, что надо было закупить эффективные современные аппараты, обучить специалистов и т. д., все зависело от расторопности, от хорошей организации. Сейчас мы подробно изучаем отчет реализации программы модернизации за девять месяцев 2012 года. До 1 января 2013 года у отстающих регионов есть еще шанс самим освоить выделенные деньги.

    Еще одна очень важная тема - повышение заработной платы врачам и другому медперсоналу. Известно, что к 2018 году запланировано поднять зарплату врачей вдвое по отношению к средней по экономике региона, а зарплату среднего медперсонала - до средней по экономике. Это один из важных пунктов в указе президента "О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения" от 7 мая 2012 года. В бюджете на предстоящие три года мы установили, что ее повышение начнется уже в 2013 году. Это очень важный момент. И депутаты, и правительство обеспокоены тем, что у нас не хватает врачей, особенно в отдаленных районах, на селе. Выпускники медвузов неохотно идут в практическое здравоохранение. Не в последнюю очередь это связано с вопросами оплаты труда. И мы понимаем, что на самом деле зарплата - это маркер того, происходит ли что-то положительное в здравоохранении или нет Если будет расти зарплата врачей и медперсонала, то люди почувствуют, что идут реальные изменения. Если же зарплата врачей не будет расти, то какие бы томографы и прочие новшества в поликлиники и больницы ни привезли, оценка процессов, происходящих в здравоохранении, все равно будет негативной.

    Предыдущий состав Думы принял очень значимые для здравоохранения законы. Но мы внимательно прислушиваемся к мнению медицинской общественности о том, что они уже нуждаются в поправках. Подготовлено несколько законопроектов, в частности поправки в законы об обязательном медицинском страховании, об основах охраны здоровья граждан, об обращении лекарственных средств. Вышли важные постановления правительства, в частности об оказании платных медуслуг, которые позволяют понять параметры работы этих законов. И сейчас в комитете по охране здоровья уже сложилось представление о том, какие нормы надо конкретизировать, какие менять, а какие требуют лишь дополнительных условий их реализации.

    Эта проблема обострилась в связи с тем, что недавно правительство обсудило подготовленную минздравом Госпрограмму развития здравоохранения в РФ до 2020 года. Первоначальная ее оценка при обсуждении в экспертном сообществе, на открытом правительстве, других площадках была довольно негативной. У нашего комитета тоже были к ней определенные вопросы, в частности к расстановке приоритетов. Мы хотели, чтобы программа была рабочей, конкретной, а ее приоритеты соответствовали тем проблемам, которые необходимо решать на практике.

    В текущем году заканчивается программа борьбы с социально значимыми заболеваниями. А в новой программе эти болезни даже не обозначены, хотя у нас очень серьезные проблемы с туберкулезом, с гепатитами B и C, со СПИДом. Средства программы распределяются не совсем адекватно: на науку, на высокие медицинские технологии - всего 9%, а 40% - на профилактику заболеваемости. Это вызывает некоторое недоумение. Мы же выбрали инновационное развитие отрасли?

    Второе, что нас серьезно беспокоит, - это отсутствие национальной модели здравоохранения. Когда мы закладываем в программу получение 30% средств на улучшение здравоохранения через платные услуги, да еще отдаем это на откуп главврачам лечебных учреждений, то фактически встаем перед вопросом - отменяем или сохраняем 41-ю статью Конституции, которая гарантирует гражданам получение бесплатной медпомощи?

    Ситуация в здравоохранении сложная, но, с другой стороны, за год она сильно изменилась. Когда я сравниваю начало этого года и его конец, так и просится фраза: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели". Реально произошел сдвиг в нашем понимании проблем и задач, стоящих перед здравоохранением. Мы во многом поменяли организационные основы работы. Каждый депутат ориентируется на определенное направление, но при этом участвует и в работе по другим темам. Созданы экспертные советы по разным направлениям. Практически каждую неделю проводим "круглые столы" и парламентские слушания, выслушиваем предложения экспертов по конкретным проблемам здравоохранения. И я уверен, только такой путь - через коллективное торчество профессионалов и депутатов - поможет выработать всеобъемлющую и четкую законодательную базу для этой важнейшей социальной сферы.

    Поделиться