Валентина Ивановна, после того как были приняты федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", субъекты РФ проделали большую работу по приведению в соответствие с ними регионального законодательства. Как это сказалось на положении дел в здравоохранении?
Валентина Матвиенко: Двух мнений, думаю, быть не может: сказалось позитивно. Об этом красноречиво говорят результаты работы по реализации региональных программ модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы. На финансирование программ направлено в общей сложности 630 млрд рублей. Это лишь немногим меньше сумм, выделенных на развитие здравоохранения ранее в рамках национальных проектов. Осуществление субъектами РФ программ модернизации стало, таким образом, проверкой качества их работы, в том числе по совершенствованию региональных законов, регулирующих здравоохранение, в целом территориальных систем управления этой отраслью. На совещании, посвященном итогам реализации программ модернизации здравоохранения, президент В.В. Путин положительно оценил проделанную работу. Так что субъекты РФ, их органы законодательной власти экзамен выдержали. Мы, в Совете Федерации, разделяем оценку президента. Когда бываю в регионах, то всегда знакомлюсь с положением дел в здравоохранении. И вижу, какие позитивные изменения здесь происходят. О том же говорят мои коллеги по Совету Федерации. Повсеместно идет обновление оборудования. Вступают в строй новые центры высокотехнологической медицинской помощи, внедряются информационные технологии. Электронная запись на прием к врачу становится повсеместной реальностью.
Главное же - есть зримые практические результаты. За два года общая смертность населения снизилась на 6%, по ряду заболеваний - еще больше. Существенно сократилась естественная убыль населения. Есть все основания заявить: долгожданный перелом в развитии российского здравоохранения произошел.
В ходе модернизации не все субъекты сумели своевременно и эффективно распорядиться выделенными средствами. Часть из них была перераспределена между более успешными регионами. Не ухудшит ли это условия оказания медицинской помощи населению регионов?
Валентина Матвиенко: Надо в каждом отдельном случае конкретно разбираться в причинах того, почему тот или иной регион оказался в числе отстающих. Вопрос, скорее всего, упирается в качество деятельности органов власти конкретных субъектов РФ. Сказалось наверняка и то, что ряд нормативных правовых актов, необходимых для реализации региональных программ, был утвержден минздравом лишь в середине или в конце 2011 года. В любом случае население отставших регионов страдать не должно. С 2013 года по всей стране начинают действовать единые стандарты оказания медицинской помощи. И федеральные, и региональные власти обязаны принять меры, обеспечивающие безусловное их выполнение.
Какие меры должны быть приняты органами законодательной власти для выравнивания условий оказания медицинской помощи всем гражданам страны?
Валентина Матвиенко: Эти меры определены в базовых законах "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Важным шагом в их осуществлении стала передача основного объема полномочий по организации медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъектов. Установлена единая методика уплаты страховых взносов за неработающее население. До этого в регионах сумма, выделяемая на лечение одного неработающего, различалась в разы - от 850 рублей до 15 тыс. рублей в год. Сейчас здесь действует прозрачный и понятный механизм. Вместе с тем проблем еще немало. Одна из самых острых - высокий износ основных фондов здравоохранения. Несмотря на позитивную динамику инвестиций в эту сферу, он увеличился с 30% в 2000 году до 53,3% в 2010 году. Федеральная составляющая финансирования региональных программ модернизации направлена на первоочередное решение именно этих задач. Сегодня уже можно говорить о первых результатах.
В 2012 году впервые за последние десять лет наметилась обратная тенденция: показатель старения основных фондов здравоохранения начал уменьшаться. Что, несомненно, способствует выравниванию условий оказания медицинской помощи населению.
Ясно и то, что не все в здравоохранении определяется состоянием его инфраструктуры, объемами финансирования. Для решения ряда проблем, с которыми сталкиваются в этой сфере граждане, денег не требуется, достаточно, говоря словами нашего великого баснописца И.А. Крылова, "власть употребить". Я имею в виду более активную и действенную борьбу с коррупцией, с равнодушием, халатностью в выполнении медицинским персоналом своих обязанностей. Не должно быть ситуаций, когда российские граждане, живущие в одном регионе, не могут получить полноценную бесплатную медицинскую помощь в другом российском регионе. Страховой полис обязательного медицинского страхования должен действовать в полном объеме в любом населенном пункте страны. Сложности расчетов между субъектами - проблемы властей этих субъектов, а не граждан. Может быть, стоит подумать над правовыми мерами, усиливающими санкции в отношении работников лечебных учреждений, чиновников, которые ведают здравоохранением, создающих препоны в практическом решении этого ключевого вопроса.
Совет Федерации постоянно держит в поле зрения тему улучшения лекарственного обеспечения российских граждан. По вашему мнению, проект Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года, предложенный Минздравом России, будет способствовать решению этой задачи?
Валентина Матвиенко: Проект Стратегии нацелен на решение задачи, которая стоит перед страной давно. Я имею в виду задачу создания единой для всей страны системы лекарственного обеспечения. Думаю, положенная в его основу идея лекарственного страхования неприятия у сенаторов вызвать не должна, так как мировой опыт убеждает, что это единственный путь реального решения проблемы льготного обеспечения лекарствами всех, кто имеет на это право.
Проект предлагает несколько моделей лекарственного обеспечения населения. Они будут отрабатываться в различных регионах страны в пилотном режиме. Оптимальный вариант системы лекарственного обеспечения предполагается выбрать с учетом полученных результатов. Думаю, это разумный, реалистичный подход. Было бы полезно в ходе обсуждения и доработки проекта Стратегии как можно полнее учесть опыт в деле лекарственного обеспечения населения, накопленный регионами, определить место существующих программ лекарственного обеспечения в будущей Стратегии. Вообще необходимо, чтобы регионы приняли самое активное участие в обсуждении проекта Стратегии, ее последующей реализации. Притом не только на уровне органов здравоохранения, но и руководителей регионов. Особое внимание следует, по моему мнению, обратить на подготовку правовых, организационных, инфраструктурных условий для внедрения эффективных моделей возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.
Принципиально важно, чтобы координирующая роль в практической реализации Стратегии лежала на федеральном центре. Если этого не будет, велик риск того, что не все региональные, муниципальные подходы, практики окажутся продуктивными.
Приходится ли вам знакомиться с обращениями граждан в Совет Федерации по поводу недостатков в системе здравоохранения и лекарственном обеспечении? Какие решения принимаются по подобным обращениям?
Валентина Матвиенко: Обращения граждан - один из важнейших каналов нашей связи с населением. В год поступают тысячи обращений - и по обычной почте, и по электронной, и через приемную Совета Федерации. Каждое из них ставится на контроль, в установленные законом сроки граждане получают ответ. Какие-то письма я прочитываю сама, с другими знакомлюсь в рамках аналитического обзора поступающих обращений. Вопросы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения занимают в обращениях заметное место. Должна отметить, что в них не только личные проблемы конкретных людей. Много писем с предложениями, касающимися совершенствования законодательства об охране здоровья граждан. Все интересное, ценное, идущее от жизни принимаем во внимание, используем в законотворческой работе. Работа идет с каждым письмом. В необходимых случаях они направляются нами в соответствующие органы государственной или муниципальной власти. Прохождение каждого обращения отслеживаем до конечного результата.
Вам принадлежит инициатива восстановления всеобщей диспансеризации населения. Как, по вашему мнению, надо организовать этот процесс, чтобы он действительно способствовал улучшению состояния здоровья населения?
Валентина Матвиенко: У российского здравоохранения немало проблем. Однако главная сейчас, на мой взгляд, одна - отсутствие отлаженной системы раннего выявления заболеваний. Введение всеобщей диспансеризации населения, по моему убеждению, - назревшая необходимость: такой диспансеризации, которая обязательна для каждого российского гражданина, проводится по законодательно установленным процедурам и стандартам. До тех пор, пока не создадим такую национальную систему, рассчитывать на существенное улучшение показателей здоровья населения не стоит. Другого способа ощутимо продлить продолжительность жизни, повысить ее качество, увеличить период сохранения трудоспособности, сократить инвалидность я не вижу.
Сегодня всеобщая и обязательная диспансеризация по силам нашей стране. Мы располагаем широкой сетью учреждений здравоохранения, развитой медицинской инфраструктурой, историческим опытом диспансеризации. У нас в стране свыше 600 тыс. врачей, более 1 млн медицинских работников среднего звена, ежегодно 47 медицинских вузов выпускают свыше 50 тысяч врачей. Правда, несмотря на это, кое-где их не хватает. Все равно обеспеченность медицинскими кадрами, считаю, достаточна для осуществления проекта диспансеризации. Основную проблему диспансеризации я вижу в низкой культуре отношения населения к своему здоровью. Вот почему так важна ее обязательность. Потребуется создание системы стимулов для граждан, ответственности работодателей за прохождение сотрудниками диспансеризации. К тем, кто уклоняется от нее, должны применяться санкции - вплоть до штрафных.
В общем, работы в области здравоохранения еще немало. В том числе в законодательной сфере. Вместе с тем обнадеживает то, что поворот к лучшему произошел. Это принципиально важно, потому что действительно конкурентоспособна только та страна, граждане которой - здоровые люди. Здоровые физически, духовно, нравственно. Мы обязаны и впредь делать все для того, чтобы Россия становилась именно такой страной.