В итоге по планам ведомства до 2020 года объемы региональных перевозок могут быть увеличены на 55 процентов. И через восемь лет наши авиакомпании должны перевозить 140 миллионов пассажиров в год, подсчитал замминистра транспорта Валерий Окулов. Пока на внутренние маршруты приходится менее 10 процентов всех авиаперелетов. В прошлом году на региональных линиях было перевезено 4,5 миллиона пассажиров.
Пока региональное направление невыгодно для компаний. Сейчас средняя стоимость билета на магистральных линиях внутри страны, то есть между крупными городами, сопоставима по стоимости с перевозками в других странах.
Она составляет в среднем примерно 20 тысяч рублей. Но при этом себестоимость полета на магистральных линиях составляет 2,2 рубля на километр, а на региональных - 9 рублей на километр, рассказал Окулов. И потому компании не стремятся заниматься региональными перевозками. Минтранс предлагает для решения проблемы в два раза снизить финансовую нагрузку, связанную с аэропортовым обеспечением авиакомпаний, работающих на региональных линиях. Первый шаг в этом направлении был сделан в марте этого года, когда снизили стоимость аренды для операторов аэропортов. По новой схеме она зависит от объема перевозок: чем он больше, тем меньше арендная плата. Сейчас рассматривается предложение при аренде федерального аэропортового имущества взимать плату исходя из дохода оператора за обслуживание самолетов на аэродроме, отметил Окулов. А там, где пассажиропоток невелик, для обслуживания аэродромов предлагают привлекать пожарные части. Речь идет о площадках, куда рейсы осуществляются раз или два в неделю. Кроме того, из федерального бюджета предусмотрены субсидии на перевозку пассажиров на внутренних линиях на 2,9 миллиарда рублей. В основном это скидки для пенсионеров, школьников или для узкого сегмента перевозок.
В то же время предложение Минтранса и Минэкономразвития по отмене НДС на внутренних пассажирских полетах не нашло одобрения в Минфине, отмечают в ведомстве. По международным нормам рейсы за рубеж этим налогом не облагаются. И такое положение вряд ли можно считать справедливым по отношению к внутренним полетам, считают специалисты. Еще одна мера, которую предлагает Росавиация, касается лизинга авиатехники. С этого года компании, которые являются акционерными обществами, получают при покупке самолетов в лизинг господдержку. Пять авиакомпаний уже приобрели таким образом 20 самолетов, самыми востребованными оказались для региональных перевозок CRJ-200, ATR-42, Pilatus и Cessna. Всего компании заключили договоры лизинга более чем на 1,5 миллиарда рублей. Но программа господдержки лизинга могла быть более успешной, если бы распространялась на перевозчиков, которые находятся на балансе регионов, то есть на региональные авиапредприятия. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, предложения по этому поводу уже подготовлены.