Об этом в интервью "РГ" сообщила замруководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Госстрой) Ирина Булгакова. Она также рассказала, как будут рассчитываться нормы и какой может быть разница между тарифами.
Почему сроки начала эксперимента решили перенести?
Ирина Булгакова: Постановление о переходе на социальные нормы потребления коммунальных услуг сейчас находится в правительстве. Разногласий по нему нет. Так что скоро этот документ будет подписан и в начале года вступит в силу.
Но для того чтобы рассчитать нормы, как следует подготовиться, объяснить людям, как эта система будет работать, нужно время. Поэтому и было решено начать эксперимент с 1 апреля.
Уже есть понимание, какими будут нормы на свет?
Ирина Булгакова: Мы решили, что в каждом регионе их нужно рассчитывать по фактическому потреблению населения. Для этого будет проводиться анализ, сколько жители той или иной территории расходуют электроэнергии, и по его итогам вычисляться средняя цифра.
Напомню, что речь идет о нормах на одного человека в месяц. Мы подписали соглашение с некоммерческим партнерством гарантирующих поставщиков - это организации, которые занимаются сбытом электроэнергии. Сейчас они собирают информацию по пилотным регионам. И уже на основании этих данных и будут рассчитываться нормы.
Мы по-прежнему считаем, что они должны быть такими, чтобы в них укладывались потребности 70 процентов населения.
А что касается тарифов?
Ирина Булгакова: Двойная система тарифов - низкий, по которому люди будут платить за электроэнергию, потраченную в рамках социальной нормы, и высокий - за киловатты, израсходованные сверх нормы, в пилотных регионах начнет действовать с 1 июля 2013 года. До этого платить все будут по одному тарифу.
Почему?
Ирина Булгакова: Особенность действующего тарифного регулирования заключается в том, что тарифы сейчас меняются не в начале, а в середине года. Так что вводить новые расценки в рамках перехода на социальные нормы имеет смысл именно с 1 июля.
Разумеется, о том, какими будут тарифы, люди узнают заранее. Однако непосредственно расчет платы за электроэнергию по новым расценкам начнется с 1 июля. К этому времени жители пилотных регионов как раз поймут, сколько электроэнергии они тратят, есть ли смысл экономить. В платежках будет четко виден расход киловатт в рамках социальной нормы и сверх нее.
Какая разница будет между высоким и низким тарифом?
Ирина Булгакова: В пилотных регионах примерно 25 процентов. А в перспективе все будет зависеть от тарифов, которые действуют в конкретном регионе, и от объемов перекрестного субсидирования. В некоторых территориях, к примеру, на Дальнем Востоке, они огромные. Поэтому там разница между тарифами будет заметнее.
Вы говорили, что после перехода на социальные нормы потребления коммунальных услуг нужно будет вводить дополнительные меры соцзащиты. Как с этим обстоит дело?
Ирина Булгакова: Речь идет о многодетных семьях и пенсионерах, которые живут в больших, скажем, четырехкомнатных квартирах. И у тех, и у других расход электроэнергии может быть на порядок выше, чем у обычных людей. Вот для них дополнительные меры соцзащиты как раз и нужны. Мы действительно работаем над этим.
Если говорить о пенсионерах, то возникла одна проблема. Данных о количестве таких людей нет ни у энергосбытовых компаний, ни у органов соцзащиты. Поэтому было решено сделать для них заявительный порядок. То есть человеку нужно будет написать заявление в энергосбытовую компанию, и в течение всего времени проведения пилотного эксперимента оплата за электроэнергию ему будет рассчитываться по одному, низкому тарифу. Потом также проводится анализ, сколько электроэнергии требуется такому человеку в месяц. И только по итогам "пилота" мы сформулируем предложения, каким образом устанавливать социальную норму для такой категории граждан. То же самое касается и многодетных семей. Хотя не исключено, что социальные нормы для них вводить вообще не будут.
Коммунальные тарифы будут расти. А кроме того, со следующего года может вступить в силу закон об обязательных взносах на капремонт - это дополнительные расходы. Эксперты считают, что люди не вынесут нагрузки и начнут в массовом порядке отказываться от приватизированного жилья. Есть основания для таких опасений?
Ирина Булгакова: Я считаю, что есть. Вообще, малоимущие граждане получают и будут получать помощь от государства. Я имею в виду субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. При их расчете расходы на капремонт будут учитываться.
Если же кто-то все равно захочет деприватизировать жилье, в этом нет ничего страшного, ведь можно продолжать жить в нем по социальному найму. В этом случае расходы действительно будут меньше. Если вы живете в квартире на условиях социального найма, то за капитальный ремонт дома не платите. Это делает собственник - муниципалитет. Одно уточнение: право вернуть жилье государству имеют только те люди, которые приватизировали свою квартиру. Если вы жилье купили, то отдать его государству не сможете.
Что касается других последствий деприватизации, то муниципалитетам в небольших городах, наверное, будет непросто, если люди начнут массово отказываться от приватизированного жилья. Ведь это может обернуться дополнительными расходами местного бюджета. Несмотря на это, вопрос запрета деприватизации, я хочу это подчеркнуть, сегодня не рассматривается.
Справка "РГ"
Суть перехода на социальные нормы состоит в том, что на определенный объем электроэнергии установят низкие расценки. А за остальное придется платить больше. Основная логика в том, что экономные граждане смогут платить за свет меньше, а те, кто на счетчик не оглядывается, - больше.
С 1 апреля 2013 года эксперимент стартует в нескольких пилотных регионах, а с 2014-го к ним должны присоединиться и все остальные территории страны. Еще через год новую систему оплаты могут внедрить в сфере водоснабжения и водоотведения. Что же касается таких видов коммунальных услуг, как отопление и газоснабжение, то там социальные нормы собираются вводить в самую последнюю очередь. И только в том случае, если предыдущий опыт будет признан успешным.
С 1 апреля 2013 года стартует эксперимент по переходу на соцнормы во Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Самарской, Иркутской, Курской, Липецкой областях, в Тыве, Забайкалье, Башкортостане, Приморском и Хабаровском крае.